4 августа православная церковь вспоминает Марию Магдалину

4 августа православная церковь вспоминает Марию Магдалину

4 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 4 августа


Марьи добрый день


4 августа православная церковь вспоминает Марию Магдалину

Равноапостольная Мария Магдалина


Мария из Магдалы, галилейского города близ Капернаума, на месте которого теперь арабская деревня Аль-Маджаль и еврейское поселение Мигдаль, — личность уникальная хотя бы потому, что, будучи женщиной, вошла в круг не просто почитателей, следовавших за Христом, но его учеников, будущих апостолов, и сыграла не последнюю роль в распространении по миру евангельской Благой Вести.

Евангелисты упоминают о ней без подробностей: после того как Иисус избавил ее от болезни (Лк. 8:2; Мк. 16:9), она последовала за ним (Мк. 15: 40-41, Лк, пишет портал Therussiantimes.com. 8:3), присутствовала на Голгофе на его казни (Мф. 27:56), была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61) и была среди женщин, решившихся, несмотря на опасность ареста, совершить обряд помазания умершего Учителя благовониями (миром), которым ангел первым возвестил о воскресении Христа (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8). Она первой увидела воскресшего Учителя и сначала приняла его за садовника, а потом, узнав, бросилась к нему, но дотронуться до себя Христос ей не разрешил, зато послал возвестить апостолам о своем воскресении (Ин. 20:11-18).

По преданию, Мария Магдалина вместе с Иоанном Богословом заботилась о Деве Марии и участвовала в создании первой христианской общины. Потом проповедовала в Риме, о чем свидетельствует апостол Павел (Рим. 16:6). С этим периодом связан и легендарный рассказ о ее беседе с императором Тиберием, который отказывался верить в воскресение Христа, утверждая, что это так же невозможно, как невозможно чтобы куриное яйцо, которое он держал в руке, стало красным — и яйцо стало красным, положив начало традиции красить яйца на Пасху.

Согласно православной традиции, из Рима Мария Магдалина отправилась в Эфес, где помогала Иоанну Богослову создавать общину. Там же, по преданию, она и скончалась.

В IX веке при императоре Льве VI Философе мощи святой были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов их вместе с другими реликвиями вывезли в Рим, где они хранились в храме святого Иоанна Латеранского, который впоследствии папа Гонорий III освятил во имя равноапостольной Марии Магдалины. Частицы ее мощей находияся во Франции, в нескольких монастырях на Афоне и в Иерусалиме.

Святую Марию Магдалину почитают и православные, и католики. Католики даже больше. Однако в западной церковной традиции ее образ сильно мифологизирован. По версии одного из недавних исследователей истории почитания Марии Магдалины на Западе, кардинала Виктора Саксера, возглавлявшего в 1990-е годы Папский комитет исторических наук, скудость достоверных исторических свидетельств о жизни святой в сочетании с явно экстраординарным масштабом ее личности привела к тому, что многие богословы соединили в ее образе всех упомянутых евангелистами женщин — безымянных и по имени Мария — превратив равноапостольную миронисицу в раскаявшуюся блудницу.

Исследователь полагает, что этот образ создал психологический мост между двумя противоположными символами — Евой, олицетворением обычных женщин, и Девой Марией, недостижимым идеалом — благодаря чему с XI века (предположительное начало культа Марии Магдалины во Франции) следующие пятьсот лет в католической церковной культуре доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина — прощенная грешница и женщина — Царица Небесная.

В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся Марии Магдалины приобрел такую популярность и красочность, что был литературно обработан и вошел в "Золотую легенду" Якова Ворагинского, в Средние века вторую по популярности книгу после Библии.

Примечательно, что протестанты с самого начала отвергли католическую трактовку образа Марии Магдалины. Они, как и православные, почитают ее исключительно как святую мироносицу.

Какой церковный праздник сегодня 4 августа 2018: Преподобного Корнилия Переяславского


4 августа православная церковь вспоминает Марию Магдалину

Церковь чтит память святого Корнилия (имя от рождения – Конон), труженика Переяславского монастыря.

Преподобный Корнилий Переяславский, в мире Конон, был сыном рязанского купца. В юных летах ушел из родительского дома и пять лет прожил послушником у старца Павла в Лукьяновской пустыни, под Переяславом. Затем юный подвижник перешел в Переяславскую обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках. Конон усердно ходил в храм и беспрекословно выполнял все, что ему приказывали. В трапезе святой послушник не садился с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три раза в неделю.



Через пять лет он принял иночество с именем Корнилий. С этого времени никто не видел преподобного спавшим на постели. Некоторые из братии насмехались над святым Корнилием, как юродивым, но преподобный молча переносил обиды и усиливал иноческие подвиги. Испросив у игумена разрешение жить в затворе, преподобный Корнилий затворился в выстроенной для него особой келлии и безвыходно подвизался в посте и молитве.

Однажды братия нашла его едва живым: келлия преподобного была заперта изнутри. Три месяца преподобный Корнилий пролежал больным; он мог принимать только воду и сок. Выздоровев, преподобный, будучи убежден игуменом, остался жить с братией. Святой Корнилий был пономарем в храме, служил в трапезе, трудился в саду. Благодаря трудам преподобного в монастырском саду росли превосходные яблоки, которые он с любовью раздавал приходящим. От строгого поста тело преподобного Корнилия иссохло, но святой не переставал трудиться: своими руками он выкопал для братии колодец.

Тридцать лет прожил преподобный Корнилий в полном безмолвии, считаясь у братии глухим и немым. Перед кончиною, последовавшей 22 июля 1693 года, преподобный Корнилий исповедался у духовника обители отца Варлаама, причастился Святых Таин и принял схиму. Преподобный был погребен в часовне. Через 9 лет при построении нового храма его мощи были обретены нетленными. В 1705 году святитель Димитрий, митрополит Ростовский (память 28 октября), свидетельствовал мощи преподобного Корнилия, и они были помещены в новом храме под спудом. Тогда же святитель Димитрий составил преподобному тропарь и кондак.

Кого чтит церковь 04.08.2018: Перенесение мощей священномученика Фоки, епископа Синопского


4 августа православная церковь вспоминает Марию Магдалину

Праздник в честь перенесения из Синопа в Константинополь мощей Синопского епископа Фоки. Данное событие произошло в 403 или 404 году. Святой принял мученическую смерть в 117 году, в период гонения христиан при императоре Траяне.

В городе Синопе жил некий муж, по имени Памфил, с женою своею Мариею; они были родителями блаженного Фоки. С юного возраста святой сподобился получить такую благодать Святого Духа, что изгонял из людей бесов и исцелял недуги. Когда Фока возмужал, то за свою добродетельную жизнь был избран епископом в родном городе и ревностно стал пасти своих словесных овец; поучая их словом, он назидал их своим примером; проводя и прежде добродетельную жизнь, он, приняв сан епископа, еще более стал подвизаться, так что все, видя его добрые дела, прославляли Отца Небесного.

Многих людей он удержал от заблуждений, многих язычников отклонил от идолопоклонства и привел к почитанию Единого Бога. Господь благоизволил сподобить мученического венца Своего верного раба и возвестил о сем ему в видении, следующим образом: с высоты прилетел голубь, державший в клюве венок из цветов; сей венок он возложил на голову блаженного и проговорил человеческим голосом:

 «Чаша твоя уже наполнилась, тебе подобает ее выпить».

Из сего видения святой Фока уразумел, что ему предстоит пострадать за Христа. Мы же узнаем из сего то, что он был великим угодником пред Богом, ибо, еще будучи в теле, он сподобился быть увенчанным с неба. Так преблагой Бог возносит своих угодников, удостаивает их славы и чести и возлагает на главы их венцы.

Святой Фока по своей душевной и телесной чистоте был истинным женихом небесным: небо восхотело сочетаться с ним и возложить на него венец; но сей венец был предзнаменованием венца лучшего, – в чертоге Спасителя, коим он должен венчаться вечно и в нем явиться на брак небесный. После сего славного знамения Фока, в царствование Траяна, был предан на мучение правителем Африканом; сей властитель долго принуждал его принести жертву идолам, но святой предпочел самого себя принести в жертву Богу. Он не исполнил приказания князя – не хотел воздать произведению рук человеческих чести, подобающей Единому Богу, сидящему на херувимах; тогда князь приказал привязать святого к дереву и мучить его.

Всё тело его было покрыто ранами; подобно тому, как нападают на труп голодные хищные птицы и, пожирая, рвут его на части: так мучители терзали чистое тело страдальца Христова. Но всё сие святой Фока претерпел мужественно; с высоты он слышал голос, укрепляющий его; призывая Иисуса Христа, он переносил муки, презирая все страдания. Он не щадил своей плоти ради Того, Кто не пощадил Себя и пострадал за нас на кресте; сие страдание было для святого Фоки как бы райской прохладой: так мужественно переносил он муки, исповедуя имя пострадавшего за нас Господа. Ничего не было невыносимого для верного раба, страдавшего за своего Владыку. Если бы даже со всего мира собрались на него мучители, если были бы изобретены все муки, то и тогда он готов был бы всё претерпеть за возлюбленного своего Господа, взывая вместе с пророком Давидом: «Готово сердце мое, Боже» (Ис.107:2).

Мучители положили его на сильно раскаленный лист железа, но железо тотчас остыло, ибо сердце святителя горело любовью к Богу, и сей духовный огонь победил силу огня чувственного. И во всех мучениях, сколько их ни могли придумать для него, святой Фока оказался победителем: ибо вокруг него являлись воинство ангельское и неизреченный свет божественный. В темницах просвещал его свет небесный, в узах он веселился надеждою небесной свободы, в скорбях утешался ангелами, в ранах был укрепляем Иисусом Христом. После многих и различных мучений его бросили в разожженную баню, где он, молясь, предал дух свой в руки Божии и сподобился получить венец победителя в церкви торжествующих. Его святое тело было с почестями погребено верующими, и при его гробе совершались многие чудеса.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: