Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Екатерина Матвеева: «Мы сейчас буквально бьемся об стену головой»
Эксклюзив

Екатерина Матвеева: «Мы сейчас буквально бьемся об стену головой»

2 211


Екатерина Матвеева вот уже три года занимается борьбой с противоправными действиями директоров, учителей и воспитателей. О том, на что в школах и детсадах не имеют право собирать деньги с родителей, как бороться с произволом руководителей образовательных учреждений, а также как в этой борьбе помогает министр образования Татарстана, она рассказала в интервью «Свободной трибуне».
Екатерина Матвеева: «Мы сейчас буквально бьемся об стену головой»

Практически каждый родитель сталкивался со странными просьбами в детских садах и школах: где-то нужно было сделать ремонт, где-то — сдать денег на какие-либо нужды. Порой вопрос денег вставал чуть ли не ежемесячно.

Несколько лет назад в социальной сети «ВКонтакте» появилась группа «Поборы в школах и детсадах, новости школ». Создатель группы Екатерина Матвеева на общественных началах общается с сотнями родителей, которые рассказывают о вопиющих, на их взгляд фактах. За это время Екатерина наладила контакт с прокуратурой и министерством образования республики, решила ряд проблем и обрела последователей.

«Свободная трибуна»: Почему вы решили заняться этой проблемой? С чего все началось?

Екатерина Матвеева: Я сама мама двоих детей. И у нас изначально в школе не было учебников, родителям приходилось их покупать. Мы узнали, что учебники должны быть бесплатными, причем узнали об этом не от учителей или директора, а со стороны. Решили проверить эту информацию у нашего учителя. На тот момент она сказала, что учебники должны быть платными, у нас было много собраний по этому поводу. Потом мы обратились в департамент надзора и контроля, который нам подтвердил, что учебники должны выдавать бесплатно. 16 человек из класса решили ждать эти учебники. Дети занимались около месяца без учебников, учитель им писал на доске. В этот момент мы сами ходили по различным инстанциям, пытались добиться того, чтобы учебники нам выдали. Это было три года назад.

Это была принципиальная позиция?

Конечно, мы могли их купить, но зачем это делать, если их должны выдавать бесплатно. Этих учебников мы добились, но на этом дело не остановилось. После этого начали собирать деньги на охрану, на ремонт спортзала, как-то так пошло, что у нас начали накапливаться различные решения из инстанций, и мы видели несостыковки. И мы начали публиковать информацию в группе «ВКонтакте».

Кого вы имеете ввиду под «мы»?

Это несколько родителей. В основном группу эту создала я, хотела показать родительским комитетам, что есть документы, согласно которым все должны выдавать бесплатно.

Это был 2011 год?

Немного позже. До этого у нас был еще суд против министерства образования Татарстана и министерства финансов по поводу рабочих тетрадей. На тот момент их покупали. Так как мы их купили самостоятельно, суд нам отказал, ссылаясь на то, что нас никто не заставлял их приобретать. На этом дело не остановилось, мы решили добиваться бесплатных рабочих тетрадей. Получилось так, что на следующий год нам и рабочие тетради выдали бесплатно, как и должно быть по закону.

После этого об этом стали писать в СМИ, говорить по телевидению. Министерство образования создало обменный фонд. Раньше, если учебники приходили в школу, директора их принимали и новые, нераспакованные через пять лет списывали, потому что они не имели право их отдавать.

Получалось так, что родителям приходилось покупать эти учебники

Это республиканский фонд или всероссийский?

Вообще, это российская программа, она везде одинаковая. Есть федеральный перечень учебников, по нему школы заказывают учебники. Несколько видов этих программ существует. Школы не имеют права заниматься по каким-либо другим учебникам, если они не входят в этот федеральный перечень.

В этот момент мы начали раскапывать и получалось, что в библиотеках-то книги есть, но не там. После этого создали обменный фонд министерства образования, и те учебники, которые, допустим, в одной школе лежали балластом, переводили в другую школу. До этого такого не было. Получалось так, что родителям приходилось покупать эти учебники.

Как удалось решить вопрос с тем, чтобы вам выдали учебники бесплатно?

Эти учебники поступили как раз-таки из другой школы. До этого они просто не искали эти учебники, когда мы начали этим вопросом заниматься, из разных школ стали поступать эти книги. Именно из-за этого и появились обменные фонды. Сейчас по Казани заявки на учебники есть, но по минимуму. Если есть заявки, мы готовы их принять и работать в этом направлении.

Какие в основном проблемы поднимают родители, учителя?

Это ремонт в школах, классах и группах в детских садах. Родители приходят в новую группу, видят, что обои нужно переклеить, линолеум перестелить, и получается, что родители начинают собирать деньги на ремонт. Это госучреждение, которое должно по закону самостоятельно делать ремонт и в классах, и в группах. А не только сделать крышу или ремонт в коридорах. На это существуют бюджетные деньги.

Как эти деньги собирались?

Идет собрание, с подачи директора или заведующей через рты и руки родительского комитета предлагается провести ремонт и собрать на него деньги. Получается так, что, возможно, какая-то часть родителей соглашается, но есть часть, которая не хочет или не может сдать деньги на эти нужды.

Получилось так, что ответы приходят, проверки проходят, но каких-то сдвигов я лично за год не увидела

Сейчас я собираю заявки по таким случаям. Изначально, полтора года назад, эти заявки я принимала и отправляла в прокуратуру и министерство образования и смотрела, какие ответы мне дадут. Там сразу проходила проверка, у нас была договоренность и с прокуратурой, и с министерством образования, что они работают через меня. Анонимные заявки в прокуратуре не рассматриваются. Получилось так, что ответы приходят, проверки проходят, но каких-то сдвигов я лично за год не увидела.

Приходилось сталкивать лбами сразу несколько органов. Когда министерство образования пишет одну информацию, прокуратура – другую, ты начинаешь сталкивать их в СМИ, и тогда они что-то начинают делать.

Сейчас после совета (совет при президенте Татарстана по противодействию коррупции ― ред.) ситуация немного сдвинулась. Министерство образования начало работать не то, что лучше, но были моменты, когда никакого движения не было. Тогда я писала в прокуратуру, МВД, УБЭП. Сейчас у меня есть 63 заявки по всей республике на различные случаи в детских садах и школах, и все они отправлены на личную почту Фаттахова (Энгель Фаттахов ― министр образования Татарстана ― ред.).

Была такая ситуация, когда родители сделали ремонт в группе в детском саду за свой счет, после чего бухгалтерия просила родителей сдать товарные чеки за покупку строительных материалов.

Для того, чтобы показать, что ремонт в группе сделал детский сад за свой счет?

Именно. Также очень много вопросов по бытовой химии. Когда я разговаривала с руководителем департамента надзора и контроля, она сказала, что бытовая химия включена в квитанцию за садик. То есть родители ее уже оплатили. Но получается так, что садик до сих пор дает родителям список бытовой химии, которую необходимо приобрести. Такого быть не должно.

Вы сказали, что полтора года назад вы начали напрямую отправлять жалобы Фаттахову, и был налажен контакт с прокуратурой. Как это происходило? Как на вас вышли?

Выходила на тот момент я. Я записывалась к ним на прием и также выступала как представитель группы и просила за родителей. Мы обговаривали, как этот вопрос решить. С Фаттаховым договоренность была такая: я отправляю ему эти сообщения, и по ним начинают работать. С одной стороны, это хорошо. Сам министр образования видит, какие существуют проблемы.

С другой стороны, это говорит о том, что система не работает.

Я выступаю связующим звеном, так как родители не готовы обращаться лично. Потому что они боятся, что на них будет оказываться давление. Давление могут оказывать заведующие, родительские комитеты. Устраиваются прилюдные порки. Права таких родителей я и отстаиваю. Бояться не стоит, у страха глаза велики. Меня до сих пор все просят, чтобы не разглашали имен заявителей.

Это говорит о том, что система не работает

Некоторые родители раньше сами выступали за то, чтобы купить что-то в класс или сделать ремонт. Такое сейчас есть?

Моя позиция такова: кто мешает тем родителям, которые хотят что-то приобрести или сделать ремонт, сделать это самим? Или передать деньги на расчетный счет школы на благотворительные цели. Почему они выступают в классе, чтобы собрать с каждого энную сумму денег? Такого в принципе быть не должно. Если ты хочешь оказать помощь, ради Бога.

Вас недавно приглашали на заседание совета по противодействию коррупции. Там вы высказали свое мнение. Что-то поменялось после этой встречи или все закончилось исключительно обещаниями?




Я почувствовала сдвиг, потому что все правоохранительные органы сразу со мной связались. Они готовы работать. После этого было совещание в министерстве образования, где присутствовали представители управления образования, Фаттахов. Мы обговорили те проблемы, которые есть в школах и детских садах. Я думаю, колесо начнет, наконец, крутиться. Но, посоветовавшись вчера с правоохранителями, я поняла, что у нас нет законодательной базы. Можно воспитателей или учителей привлечь к административной ответственности или выписать предписание, но конкретных действий необходимо добиваться самостоятельно.

Проверки, конечно, проходят. От родителей уже стали поступать сообщения, что кому-то вернули деньги. Тот, кто отстаивает свои права до конца, своего добивается. Но родители боятся остаться одни. Я не знаю, откуда это сидит в нашем сознании.

Сейчас я хочу проверить родительские комитеты и выяснить, почему деньги собираются наличными, тогда как спонсорская помощь должна уходить на счета, и по закону она должна облагаться налогом. У нас такого, фактически, нет. Раньше у нас деньги собирали учителя, теперь надо уйти от того, чтобы их собирали представители родительского комитета.

Как добиться того, чтобы родители знали, что их права нарушают? Как сделать так, чтобы знающее меньшинство превратилось в большинство?

В этом году у нас идет сдвиг в том плане, что представители родительского комитета начинают мне писать и спрашивать, почему у нас не финансируется ремонт класса или школы. То есть они заинтересованы, чтобы их дети учились в хороших классах. Они сами уже бояться собирать деньги, так как понимают, что делают это своими руками на нужды школы. Они понимают, что не могут трясти с родителей деньги и спрашивают, как этот момент исправить, чтобы ремонт делали за счет бюджета. Сейчас мы также будем выяснять, куда уходят эти бюджетные деньги.

Не верьте словам

Если директора говорят, что денег на ремонт нет, я всегда в этом случае говорю: не верьте словам. Потому что директора и заведующие заинтересованы в том, чтобы им поступали деньги от родителей. Ни одному родителю не показали, сколько поступило бюджетных денег в школу или детский сад. Кто-нибудь проверял эти документы? На совете я просила о том, чтобы такие документы предоставили на обозрение. Если вы уверяете, что у вас нет денег на ремонт, докажите, что этих средств у вас действительно нет.

Как бороться с тем, что родители боятся остаться в меньшинстве. Каким образом можно избавиться от стадного чувства в этом вопросе?

Если родители обеспечены и хотят помочь: у них есть средства, я всегда говорю, что у нас есть частные школы. Почему они тогда ведут ребенка в бюджетные школы и придумывают какие-то изыски? Хотите оказать спонсорскую помощь? Пожалуйста! Для этого есть способы.

То есть сейчас проблема состоит в том, что эти деньги просят родительские комитеты?

Да.

Для чего?

А откуда эта идея идет, думаете? Конечно, сверху. Подается с подачи заведующих и директоров. Схема здесь давно уже налажена. Систему эту нужно ломать. Цель на данный момент у нас такая. Должны быть законы, чтобы те, кто не хочет сдавать деньги, их не сдавали. Такой закон есть, но он не работает.

Законы-то есть, но не все их знают. Их не так-то просто найти, если ты не юрист. Как же все-таки донести до людей тот факт, что их права нарушают?

В прошлом году или 2012-ом был приказ министерства образования, согласно которому в каждой школе должен висеть благотворительный счет и информация, что деньги собирать не должны, в том числе, и родительский комитет. Эта информация, чаще всего, висит в таком месте, куда родителей просто не пускают. Например, в раздевалке, где родители ее не видят. Такую информацию можно донести через СМИ, чем мы и занимаемся.

Я этой темой больна и отстаиваю права тех родителей, которые, как и я, столкнулись с поборами

Как обстоят дела с тем, когда с родителей просят деньги за то, чтобы их ребенка взяли в конкретную школу или детский сад?

Если есть заявка от родителя о такой проблеме, тогда я начинаю по ней работать. Если они молчат: раз молчите, значит, вас все устраивает. Пока таких заявок нет.

Была такая ситуация, когда обращались воспитатели и учителя. Последние нам сообщали, что даже с них уже директора требуют провести ремонт в кабинетах. Те учителя, которые могут в этом вопросе поработать с родителями, ремонт делают. Причем [ремонтируют] сами родители. В ином случае делают ремонт сами учителя. Это ненормально.

Я этой темой больна и отстаиваю права тех родителей, которые, как и я, столкнулись с поборами. Мы сейчас буквально бьемся о стену головой. В какой-то момент мы прорываемся, будем продолжать.

Была ситуация, когда молодого человека в казанском колледже просили оказать спонсорскую помощь, чтобы закрыть сессию. Расскажите подробнее об этой истории.

Ребенок болел, поэтому по состоянию здоровья не смог сдать сессию. С него требовали полторы тысячи рублей, и получилось так, что мы подключили УБЭП. Ситуация была такая, что ученики сами хотели снимать все это на камеры и записывать на диктофон. Им самим это надоело. Поэтому они обратились ко мне. На того молодого человека надели камеры и диктофон, он несколько дней так и ходил. Через несколько дней преподавателя поймали с поличным, и дело в мае передали в суд. Что там дальше было, честно говоря, не знаю. Этот парень до сих пор учится в этом колледже, и деньги там больше не собирают. Это явный пример, что если один раз поймали, другие начинают бояться.

Это же ужасно.

Да, так и есть. Пока не клюнут, так никто и не обратит внимания. Их нужно ловить за руку, и мы будем это делать.

Была ситуация в 43-м детском саду Казани. Родители мне предоставили документы, что с них собирают по полторы тысячи. Там стоят фамилии, напротив каждой из них стоит сумма в полторы тысячи рублей. Родители предоставили мне также отчет, куда эти деньги ушли. Деньги изначально собирали на подарки детям, а в итоге они пошли на электрический чайник, на какие-то тряпки. Получается, что основная сумма пошла далеко не на подарки детям. Этот отчет я показала на совещании в министерстве образования республики.

Активность родителей делает свое дело

Я также привела в пример такую ситуацию: родитель приходит на собрание в школу, дают чистый листок для того, чтобы родители проставили свою подпись для понимания того, кто присутствует. Родители пишут свою фамилию и ставят подпись. В конце родительского собрания оформляется протокол, в котором записано, что с родителей решили собрать какую-то сумму денег на ремонт класса, к примеру. Интересен тот факт, что в итоге подпись родителя стоит под тем документом, в котором он согласился сдать деньги на определенные нужды. Такая же примерно ситуация и с детскими садами.

Сегодня мне стало известно, что в том 43-м детском саду обновилась посуда в группе. Все чашки новые, тарелки, ведро какое-то и даже кастрюли еще с этикетками. Деньги им также вернули. Активность родителей делает свое дело.

Вы сообщили, что на данный момент у вас есть 63 заявки на противоправные действия. За какой срок они вам поступили?

За последнюю неделю. Сразу после совета количество стало увеличиваться. Сейчас небольшой спад, но впереди родительские собрания в школах, я думаю, заявок станет больше. Я вижу, что по этим заявкам работа ведется активно.

На какие нужды работники школ и детских садов не имеют право собирать деньги с родителей?

Вообще, не имеют право собирать деньги на охрану, ремонт, учебники и учебные пособия, хозтовары, уборку и на продленку.

Деньги собирать можно лишь на дополнительные кружки, если учебное заведение имеет право на занятие такой деятельностью. Это платные образовательные услуги, и с родителями должен быть заключен договор.

Есть проблема в детских садах, когда на какое-то представление с родителей собирают деньги в размере от 50 до 100 рублей. Очень часто родители не имеют право отказаться от этого. Такого быть не должно.

Есть воспитатели, которые спрашивают, хочет ли пойти ребенок на спектакль, а есть и те, кто этого не делает. Родителям, которые не хотят, чтобы их ребенок шел на представление, воспитатели говорят: а как это ваш ребенок будет один сидеть в группе?

Также у меня есть одно обращение мамы ученика, который учится в одной из казанских гимназий. Она мне сообщила, что их взяли в первый класс, предоставили временный кабинет, пока они учатся именно там, им необходимо отремонтировать помещение, которое раньше было библиотекой, и тогда они туда переедут. Кто вообще принял решение, чтобы в школу поступило больше детей, чем вмещает гимназия?

Люди по всей России стараются активно защищать свои права

Как обстоят дела в других регионах?

У нас есть яркий пример по республике Коми. Мне сообщили, что они идут по нашим следам, там тоже создали группу. По тем законам, которые мы предоставили, уже выдаются бесплатно учебные пособия. Большой плюс в том, что различные органы с ними также стали работать.

Люди по всей России стараются активно защищать свои права. Это видно даже из обращений тех граждан, которые пишут в нашей группе.


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт triboona.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК