Итоговое сочинение 5 декабря 2018: темы, направления ФИПИ


5 декабря 2018 года будет проведено итоговое сочинение для выпускников 11-х классов. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ нужно получить зачёт. При получении незачёта будет ещё две попытки в первые среды февраля и мая (6 февраля и 8 мая). 

Темы итогового сочинения будут в рамках пяти направлений. Участнику необходимо будет выбрать одну тему из любого из пяти 

На сайте ФИПИ в разделе Итоговое сочинение опубликованы открытые направления тем итогового сочинения 2018/19 учебного года, а также комментарий к ним, подготовленный специалистами ФИПИ.

 



  1. Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ. Отцы и дети




Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.



  1. Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ. Мечта и реальность




Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.



  1. Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ. Месть и великодушие




В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.



  1. Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ. Искусство и ремесло




Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.



  1. Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ. Доброта и жестокость




Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Однако конкретные темы сочинения (одна из каждого направления) станут известны за несколько минут до проведения итогового испытания. Поскольку соответствие теме – основной критерий оценки сочинения, важно держать в голове произведения, которые можно использовать в качестве литературных аргументов. А вот пытаться заранее придумать «идеальное» сочинение – бессмысленно и даже вредно; оно как раз может не попасть в конкретную тему.

Для примера приведем список реальных тем итогового сочинения 2015 года по направлению «Спор поколений: вместе и врозь» (обратите внимание, что в этом году заявлено сходное направление - «Отцы и дети»).

 
  «Спор поколений: вместе и врозь»
 

 

Итоговое сочинение – мероприятие не совсем понятное современным родителям. С одной стороны – это не экзамен, результаты которого будут иметь судьбоносное значение. Это только допуск к экзамену, и «заваливают» его менее 2% школьников, то есть написать сочинение «хоть как-то» и быть допущенным к ЕГЭ может почти всякий. Да что там, за него даже оценки не выставят! Просто «зачет» или «незачет».

С другой стороны, многие вузы, особенно гуманитарной направленности, перепроверяют сочинения и за отлично написанную работу могут начислить до 10 дополнительных баллов, так что писать его спустя рукава тоже нежелательно.

Как все-таки получить допуск и не провалить сочинение (если ребенок – «технарь»), и как написать его с блеском (если сочинение проверят в вузе)? За 10 дней вполне можно подготовиться!

 

По каким причинам могут не засчитать сочинение 5 декабря 2018 года


Краткость – враг сочинения


Умение писать кратко, емко, логично – несомненное достоинство будущего абитуриента. Но лаконичность должна иметь определенные пределы – 250 слов. «Словом» считается любое слово – и предлоги, и союзы, даже состоящие из одной буквы – засчитывается все.


” Сочинение, состоящее менее чем из 250 слов, комиссия рассматривать не будет!


Рекомендуемый объем сочинения – 350 слов, верхнего предела не существует.

 

Плагиату – однозначно нет!


Второе нарушение, которое лишит вас шанса быть оцененным – плагиат. Идея заучить наизусть парочку найденных в интернете «золотых сочинений» выглядит соблазнительно, но шанс быть пойманным крайне велик: у педагогов тоже есть доступ в интернет! Поэтому лучше сразу писать честно и не мошенничать.

 

Пять критериев оценки сочинения: 2+3


 

Итак, ваше сочинение достаточно большое и вы написали его совершенно самостоятельно. Как его будут оценивать? По пяти критериям: двум основным и трем дополнительным.


” Чтобы получить за сочинение «зачет», нужно, как минимум, удовлетворить двум основным критериям и хотя бы одному из трех второстепенных.


 

Основные критерии



  1. Соответствие теме


Несмотря на обманчивую простоту, многие выпускники «сыплются» именно на этом пункте. Ведь в сочинении должен прослеживаться четкий «коммуникативный замысел», иными словами – основная идея, логичное рассуждение, подводящее читателя к определенному выводу, напрямую связанному с заявленной темой. Между тем, одни дети «льют воду», вроде и обсуждая заявленную тему, но не формулируя свою позицию. Другие подменяют заявленную тему собственной. К примеру, обсуждение влияния человека на окружающую среду сводят к размышлениям о воздействии красот природы на духовный мир человека.


” Случаются и вовсе анекдотические ситуации. Так, в 2015 году, когда одной из тем была «Чем может быть ценен для отцов опыт детей?» довольно много школьников принялись рассуждать в обратном направлении – чем полезен для детей опыт отцов.


 


  1. Литературная аргументация


Недавно мы писали об изменении правил написания сочинения в ЕГЭ по русскому языку. В частности, одним из основных нововведений стала отмена литературной аргументации. Так вот, к итоговому сочинению эти правила не имеют никакого отношения.


” Как минимум один аргумент, опирающийся на литературное произведение, в сочинении должен быть обязательно!


Не обязательно использовать именно художественное произведение; ссылаться можно практически на любой источник, вплоть до религиозных и философских трактатов. Большинство экспертов и не советуют это делать, но это не запрещено. Что до публицистической и научно-популярной литературы, то ее можете цитировать без ограничений.

 

Дополнительные критерии


Дополнительные критерии относятся к литературным достоинствам сочинения. Напомним, оно должно соответствовать хотя бы одному из трех критериев!


  1. Композиция сочинения


Сочинение должно быть логично выстроено, соблюден баланс между тезисами и их доказательствами, текст должен быть грамотно разбит на абзацы.


«Незачет» будет выставлен в случае отсутствия тезисно-доказательной части.



  1. Качество языка


Если все предложения в тексте построены по схеме «подлежащее-сказуемое-дополнение», то такое сочинение будет оценено невысоко. Разнообразие грамматических оборотов, богатство лексики, образность речи, но, в то же время, точность выражения мысли пойдут вам в плюс.


«Незачет» будет выставлен в том случае, если бедность речи и неточность использованных выражений затрудняют понимание текста..



  1. Грамотность


Здесь все просто: на каждые 100 слов должно быть не более пяти ошибок.


Подсчитываются все ошибки: речевые, пунктуационные, орфографические.


 

 
 

Небольшие советы тем, кто пишет итоговое сочинение 5 декабря 2018 года


 

Итак, вы решили проверить тренировочное сочинение своего одиннадцатиклассника и дать ему несколько дельных советов. Как должно выглядеть хорошее сочинение?



  1. Обозначьте тему рассуждения. Она должна раскрыть название сочинения и поставить вопросы, на которые вы дадите ответы в заключении.



  2. Основа сочинения должна состоять из фрагментов «тезис – аргумент – микровывод».



Тезис должен перекликаться с темой сочинения и частично его раскрывать. Например, тема вашего сочинения: «Должна ли у человека быть цель в жизни?». В качестве тезисов можно использовать утверждения «отсутствие цели делает жизнь бессмысленной», «низменные цели приводят к разочарованию», «благородные цели делают нас лучше». Должен ли тезис быть кратким? В отличие от сочинения в ЕГЭ, где тезисы должны опираться на заданный текст, у итогового сочинения нет определенной литературной опоры. Так что каждый из них должен быть небольшим, но развернутым рассуждением.

Хотя бы одно утверждение нужно аргументировать литературным примером. В подтверждение своей мысли можно привести описание героев, их взаимоотношений, поступков и даже отношение автора к ситуации. Важна аналитичность аргумента; если подросток опасается, что скатится в банальный пересказ, подскажите ему использовать обороты «я считаю, что» или «мне кажется, что». Это поможет продемонстрировать, что описание иллюстрирует выдвинутый тезис.

После каждого аргумента должен следовать краткий вывод, подтверждающий первоначальный тезис.


” Таким образом, каждая триада «тезис – аргумент – микровывод» - это как бы сочинение в миниатюре.



  1. Сочинение должно завершаться общим выводом, который одновременно объединяет микровыводы, которые автор делает в ходе сочинения, и отвечает на вопрос, поставленный в начале сочинения.


Мы надеемся, что наши советы станут последним штрихом, который сделает ваше сочинение безупречным (ну, или хотя бы помогут получить доступ к ЕГЭ). Если же волей злой судьбы подросток попадет в 2% проваливших испытание – не отчаивайтесь! Будет еще один шанс блеснуть литературным талантом: пересдача сочинения 6 февраля, есть время подготовиться!

 

Календарь сдачи итогового сочинения (изложения) 2018-2019 учебный год
 










Основной срокДополнительные сроки
5 декабря 2018 года6 февраля 2019 года8 мая 2019 года

 Примерный план-график подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) в 2018-2019 учебном году 






























































































Мероприятие


Место







Дата


Дата


Дата


Проведение итогового сочинения (изложения)


образовательные организации города Москвы


5 декабря 2018


6 февраля 2019


8 мая 2019


Подача заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) всеми категориями участников


образовательные организации города Москвы, РЦОИ, официальный портал Мэра и Правительства Москвы 


до 22 ноября 2018 
(выпускники текущего года - образовательные организации города Москвы, выпускники прошлых лет - РЦОИ)


до 25 января 2019
(официальный портал Мэра и Правительства Москвы )


до 26 апреля 2019
(официальный портал Мэра и Правительства Москвы )


Регистрация на получение образовательными организациями материалов итогового сочинения (изложения)


портал «Московский регистр качества образования»


26-28 ноября 2018


28-30 января 2019


24-26 апреля 2019


Выдача уведомлений на участие в итоговом сочинении (изложении)


образовательные организации города Москвы, РЦОИ, официальный портал Мэра и Правительства Москвы 


26 ноября 2018
(выпускники текущего года - образовательные организации города Москвы, выпускники прошлых лет - РЦОИ)


28 января 2019


24 апреля 2019


Получение образовательными организациями материалов итогового сочинения (изложения) в РЦОИ


г. Москва Семёновская пл., д. 4;
г. Москва, г. Зеленоград, корп. 1128;
г. Москва, г. Московский, микрорайон 1, д. 47


30 ноября 2018


1 февраля 2019


30 апреля 2019


Передача Пакета руководителя в образовательные организации


по защищенному каналу связи


5 декабря 2018
в 6.00


6 февраля 2019
в 6.00


8 мая 2019
в 6.00


Проверка материалов итогового сочинения (изложения)


образовательные организации города Москвы


5-11 декабря 2018


6-12 февраля 2019


8-12 мая 2019


Регистрация образовательными организациями на возврат материалов сочинения (изложения)


портал «Московский регистр качества образования»


5 – 10 декабря 2018


6-11 февраля 2019


8-13 мая 2019


Возврат образовательными организациями материалов итогового сочинения (изложения) в РЦОИ


г. Москва Семёновская пл., д. 4


12-13 декабря 2018


14 февраля 2019


17 мая 2019


Обработка бланков итогового сочинения (изложения) участников


г. Москва Семёновская пл., д. 4


12-16 декабря 2018


13-17 февраля 2019


11-15 мая 2019


Ознакомление участников с результатами (указаны примерные даты информирования)


образовательные организации города Москвы


до 18 декабря 2018


до 19 февраля 2019


до 17 мая 2019


Публикация результатов итогового сочинения (изложения) и изображений бланков работ всех категорий участников


официальный портал Мэра и Правительства Москвы


21 декабря 2018


22 февраля 2019


22 мая 2019



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: