Русский офицер о боевых исскуствах Китая ХIX века
В ХIX веке, когда европейцы начали активно осваивать Китай, говорить о наличии некоей системы военно-спортивного воспитания в европейских армиях оснований практически не было: даже фехтование на штыках начало развиваться в европейской пехоте только в первой половине XIX века, да первые гимнастические системы упражнений для солдат стали вводиться тоже в это же время.
Настоящий бум гимнастики в армиях Европы начался только ближе к самому концу XIX века: в строевые уставы Англии, Германии, Франции и России даже включаются соответствующие разделы.
Мастер меча (Шанхай, ок. 1930)
Серьезным толчком к этому стало не только понимание европейскими военачальниками важности физического развития солдата, но и некоторые неприятные факты, которые выяснились при сравнении кондиций европейского солдата и, например, японского. Так, А. Мордовин в статье, посвященной планируемому открытию в России Главной фехтовально-гимнастической школы и рассказывающей об истории военной гимнастики, писал:
"В 1900 году по дороге к Пекину японцы свободно проходили 15 миль в день, тогда как американцы делали только 10. На маневрах 1907 года японские войска проходили значительные расстояния (бегом). Лишь для отдых временами переходя в шаг" (Мордовин А. Материалы по истории военной и общей гимнастики // Военный сборник, 1908).
Китайская армия отставала в оружии и тактике: в конце XIX века ее пехота была вооружена длинными пиками, фитильными ружьями и знаменами (приблизительно треть китайских пехотинцев в подразделении занималось исключительно ношением этих знамен).
Фактически она сохранила архаичную организацию, которая была лишь немного модернизирована под влиянием европейского примера. Однако, вместе с архаичностью военной организации, оружия и тактики китайцы сохранили и ту самую систему военно-спортивного воспитания, которую европейцы уже давно позабыли и только пытались заново воссоздать.
Эту систему не раз наблюдали русские офицеры, которые имели возможность ознакомиться с боевой учебой китайско армии и видели в том числе гимнастические упражнения, навыки фехтования и рукопашного боя, которые демонстрировали китайские солдаты.
Любопытную информацию об этой "акробатике" включил в свою статью "Монгольские и китайские войска в Угре" Я. Барабаш, подполковник русской армии. Статья была опубликована в "Военном сборнике". Я. Барабаш имел возможность наблюдать за обучением китайских войск 4 месяца, когда по делам службы находился в городе Угра в 1872 году (исполнял обязанности начальника охранного отряда русского консульства в Угре).
Гимнастика
"Гимнастика в китайском войске доведена до степени акробатства. Солдаты, имея ноги в одну сторону, туловище поворачивают в диаметрально-противоположную, кувыркаются колесом, ноги поднимают выше головы, прыжки делают изумительно высокие и ловкие и т.д." (Барабаш Я. Монгольские и китайские войска в Урге // Военный сборник, № 7. 1872).
Китайская армия в 1899 - 901 годах.
Фехтование
Фехтовали китайские солдаты на пиках, алебардах и саблях, при чем, как отмечает Я. Барабаш, они были обучены действовать и двумя саблями одновременно (кстати, это умение отмечают многие русские и иностранные офицеры). Кроме того, фехтовали они и на "палках": так назвал русский подполковник китайский боевой цеп, сань-цзе-гунь, если судить по описанию:
"Два конца одной палки, не много более аршина длиною, соединены короткими железными цепочками с одним концом каждой из двух других таких же палок. Средняя палка держится фехтовальщиком у пояса, а двумя крайними он действует, отражая ими удары всякого оружия и нанося таковые, со своей стороны, с большой ловкостью" (Барабаш Я. Монгольские и китайские войска в Урге // Военный сборник, № 7. 1872).
В отличие от европейской практики, парные упражнения выполнялись острым оружием, однако, несчастных случаев не было:
"Только китайская ловкость устраняет весьма возможные при этом несчастные случаи, несмотря на то, что приемы бойцов, очевидно, заучены. Один, например, с силой направляет копье в грудь своего противника, но тот или лежит уже на земле, или успел сделать прыжок, чуть не в рост человека. Но даже для знающих в чем дело, эффект выходит замечательный. Глядя, как фехтуются китайские солдаты, я более всего удивлялся не их ловкости, а тому, сколько времени потрачено на то, чтобы довести людей до такого акробатического совершенства" (Барабаш Я. Монгольские и китайские войска в Урге // Военный сборник, № 7. 1872) .
Китайские солдаты занимаются у-шу.
Рукопашный бой
К сожалению, о рукопашном бое (который, к слову, в русской армии не практиковался совсем), Я. Барабаш сказа практически мимоходом:
"В последнем случае (при бое на кулаках - ИО), состязающиеся наносят и отражают удары и руками, и ногами" (Барабаш Я. Монгольские и китайские войска в Урге // Военный сборник, № 7. 1872).
Впрочем, следует отметить, что чаще всего русские офицеры называли эти занятия "фокусничеством" и "цирковой клоунадой" и жалели то время, которое китайские солдаты потратили на освоение этих навыков..
Обсудим?
Смотрите также: