Эрдоган под давлением проблем: почему турецкие власти стремительно теряют популярность
Сосед и стратегический «союзник» Украины переживают непростые времена.
Стремительная девальвация национальной валюты, резкая инфляция, только по официальным данным превысила 20% годовых, протесты и падение рейтингов власти.
Все это – о Турции.
Все попытки президента Реджепа Тайипа Эрдогана выровнять ситуацию пока приводят только к противоположным последствиям.
И это дает оппозиции хорошую базу для победы.
Ситуацию усугубляет и тот факт, что Эрдоган неизменно находится у власти с 2003 года, когда возглавляемая им Партия справедливости и развития (ПСР) впервые победила на парламентских выборах, а сам он занял кресло премьера. В 2023 году в стране пройдут одновременно парламентские и президентские выборы, и главным вопросом сегодня остается, положат ли они конец двадцатилетнему правлению действующего лидера Турции.
Оппозиция все громче требует досрочных выборов, а эксперты обсуждают возможные сценарии постепенного транзита власти внутри правящей партии. Однако такой транзит требует стабильности власти – а этого у соседей пока нет.
Подписывайтесь на ЦКБ в Facebook: главные новости
Перерастет ли в Турции экономический кризис в политический? И грозит ли она отношениям с Украиной? Попробуем разобраться.
Инфляция уничтожает рейтинги
Турецкая лира побила грустный рекорд. Если не произойдет неожиданность, именно эта валюта станет самой обесцененной в 2021 году – с начала года она ослабла на 45%. И не исключено, что это падение было бы еще больше, если бы не валютные интервенции.
Обесценивание национальной валюты подталкивает цены. По официальным данным турецкого Госкомстата годовая инфляция составила 21%, однако эти цифры вызывают сомнения у независимых экспертов. Альтернативные расчеты, проведенные ENAGRUP, которыми оперирует оппозиция, фиксируют годовой рост цен на уровне 58%.
Причина этого кризиса – борьба за дешевые кредиты.
Напомним, что в 2005 году турецкое правительство списало шесть нулей на банковских купюрах, после чего новый курс – 2 лиры за доллар – стабильно держался в течение девяти лет.
Первые двенадцать лет пребывания ПСР у власти стали периодом турецкого экономического чуда, когда экономика росла на 6-7% в год, в стране развивались новые отрасли промышленности, а стабильная экономическая и политическая ситуация способствовала притоку иностранных инвестиций. Средний доход на душу населения Турции достиг почти 10 тысяч долларов в год.
Быстрые темпы экономического роста во многом стали возможны благодаря либеральной политике тогдашних министров финансов Али Бабаджана (возглавлял министерство в 2003-2015 годах) и Мехмета Шимшека (уволен в 2018 году).
Эксперты почти единодушны в том, что финансовые проблемы Турции начались после перехода страны в президентскую форму правления в 2018 году, когда Эрдоган провозгласил курс на «экономическую борьбу за независимость».
Речь идет, прежде всего, о государственном вмешательстве в монетарную политику Центробанка для снижения процентной ставки.
Президент беспокоит, что в последние годы турецкая экономика демонстрирует низкие темпы роста. В последний раз реальный ВВП Турции демонстрировал высокие темпы роста в 2017 году.
Кроме мирового финансового кризиса одной из главных причин этого торможения стало уменьшение иностранных инвестиций на фоне политических конфликтов турецких властей со странами Запада. После закупки Турцией российских С-400 дело дошло даже до наложения западных санкций на военную промышленность Турции.
Подписывайтесь на ЦКБ в Telegram: главные новости
Кроме высокого веса ВПК в турецкой экономике, санкции оказывают прямое влияние и на планы инвестирования в другие сектора.
Рецепт решения этой проблемы достаточно прост. Турецкий президент остается сторонником разогрева экономики путём снижения учетной ставки. Однако механизмы, относительно хорошо работающие в США или ЕС, в Турции только ускоряют рост цен.
Последний скачок курса произошел 3 декабря – после очередного снижения учетной ставки по прямому приказу президента.
Так же обратный эффект дают регулярные увольнения глав Центробанка – с 2019 года их сменилось уже четверо. За то же время в правительстве было три министра финансов, включая зятя президента Берата Албайрака.
Экономические проблемы напрямую влияют на благосостояние населения – и это уже имеет политические последствия. В оппозиционно настроенных городах «берегового пояса» запада и юга страны, а также крупнейших мегаполисах – Стамбуле и Анкаре – все чаще вспыхивают акции протеста.
Все кто ждет победы переходим на сайт