Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Винтовые корветы: по изгибам зелёных зыбей
Эксклюзив

Винтовые корветы: по изгибам зелёных зыбей

466

«Черноморский флот погиб, защищая Севастополь, а Балтийский силою вещей обратился в ряд блокшивов, которые осталось разобрать на дрова», — выразительно описал своё наследство молодой генерал-адмирал, второй сын императора Николая Павловича, Константин. Командующий без флота... Но Константин Николаевич показал себя человеком решительным и энергичным. Были заказаны Путиловские канонерки и первая серия винтовых клиперов архангельской постройки. А вот строительство линейных кораблей и фрегатов пришлось порезать. Как показала Крымская война, боевая ценность парусников стала стремиться к нулю, достраивать в этих условиях морально устаревшие корабли смысла не было. Парусники использовали для перевозки войск из Финляндии, но после 1856 года к службе не привлекали. К 1862 году все парусники исключили из боевого состава флота. Пришло время новых кораблей!


Великий князь Константин
В 1857 году был утверждён новый штат Балтийского флота (Черноморский флот после войны Россия была обязана ограничить 6 корветами, 9 транспортами и 4 пароходами): 18 винтовых линейных кораблей, 12 фрегатов, 9 пароходофрегатов (колёсных пароходов — колёса считались безопаснее гребного винта — у них не было отверстий ниже ватерлинии), 14 винтовых корветов и 100 канонерских лодок. При этом уже в 1856 году были введены в строй все корветы «11-пушечного ранга», построенные на Охтинской верфи: «Боярин», «Буйвол», «Вепрь», «Воевода», «Вол», «Волк», «Гридень», «Зубр», «Медведь», «Новик», «Посадник», «Рында», «Рысь» и «Удав». Именно им, вместе с 6 винтовыми клиперами Архангельской постройки, предстояло стать основой русского флота в Мировом океане, именно их имена до сих пор можно найти на картах Дальнего Востока России...
Винтовые корветы: по изгибам зелёных зыбей

Корвет «Богатырь»
Что это были за корабли? Полное водоизмещение — 903 тонны, длина без бушприта — 49,78 метра (по кильватерной линии — 46,23 метра), ширина — 9,73 метра, осадка носом — 4,26 метра, кормой — 3,76 метра. Паровая машина — 200 лошадиных сил, скорость хода под парами — 7,5-8,5 узлов, под парусами — до 12 узлов. Вооружение — 11 24-фунтовых карронад с длиной ствола в 8 калибров: пять по бортам на неповоротных станках и одна — на баке, на поворотном станке в диаметральной плоскости (впоследствии вооружение несколько раз заменялось, в том числе с установкой тяжёлых 60-фунтовых орудий №2). Корпуса — дуб, лиственница и сосна, подводная часть — с медной обшивкой, три мачты с парусным вооружением по типу «корабль». Каждый корвет нёс на борту два 10-вёсельных и один 6-вёсельный ял и 4-вёсельную гичку.
Разработку проекта, подготовку комплектов чертежей и постройку осуществлял поручик корпуса корабельных инженеров Аристарх Иващенко под наблюдением капитана 2-го ранга Ивана Шестакова. Для восьми корветов кормовые доски с изображением соответствующих животных изготовил скульптор Пётр Карлович Клодт. Впрочем, не то чтобы качество постройки было идеальным... Корабли пришлось «доводить» по мере эксплуатации, что, в принципе, обычное дело для нового проекта.


Корвет «Воевода» в бухте св. Ольги
Но стоит отдать должное питерским корабелам: корветы были красивы!
«В Бресте, когда корвет „Воевода“ был введён в док, французские инженеры восхищались образованием его подводной части, и во всех портах иностранные морские офицеры любовались наружным видом клиперов»,
— писал «Морской сборник».
В сентябре 1857 года первый отряд из корветов «Зубр», «Рысь» и «Удав» прибыл на Чёрное море. В апреле следующего года сюда прибыл второй отряд из корветов «Буйвол», «Вепрь» и «Волк». Впрочем, рассказать что-то интересное о черноморских корветах сложно. Корабли несли службу у берегов Абхазии: блокировали поступление припасов и военных советников к имаму Шамилю — как раз в это время шёл завершающий этап Кавказской войны. К началу русско-турецкой войны 1878 года все они уже были списаны и пущены на дрова. А вот у их балтийских коллег жизнь была куда насыщеннее и интереснее!


Корвет «Новик»
19 сентября 1857 года на Дальний Восток отправился 1-й Амурский отряд винтовых судов под вымпелом капитана 1-го ранга Дмитрия Кузнецова — будущего адмирала. В состав отряда вошли корветы «Боярин», «Воевода», «Новик», клиперы «Джигит», «Пластун», «Стрелок» и транспорт Российско-Американской компании «Император Николай I». По прибытии в Копенгаген на «Боярине» начались неполадки в машине, поэтому отряд задержался в Дании на пару недель. После Копенгагена корабли зашли на Шербурский рейд, где подготовились к дальнему походу. Впрочем, для невезучего «Боярина» поход долгим не был: в шторм корабль потерял фор-стеньгу и две брам-стеньги и отправился в Брест в сопровождении флагманского «Воеводы», остальные корабли отряда ушли курсом на мыс Доброй Надежды.

Корвет «Боярин»
Только в январе следующего года «Боярин» вышел в море, оставив «Воеводу» в Бресте исправлять дефекты, капитан 1-го ранга Кузнецов перенёс свой вымпел на «Боярин». От Бреста до мыса Доброй Надежды корабль добрался за 67 дней, проходя в среднем по 200 миль в сутки. В Саймонс-Бей Кузнецов перенёс флаг на «Новик», и 13 апреля отряд вновь отправился в путь.
С 15 на 16 мая балтийцы пережили страшный шторм в Индийском океане, качка была такой, что на кораблях зашкаливали креномеры, тем не менее отряд отделался «малой кровью»: «Новик» лишился фок-стакселя. 26 мая отряд вошёл в Зондский пролив, а 4 июня был в Сингапуре, где исправлял повреждённый в шторм рангоут до 12 июня. 28 июня корабли были в Гонконге, где корабли разделились: «Стрелок» и «Пластун» ушли в Печелийский залив, а оставшиеся корабли — в Де-Кастри, куда и прибыли 5 августа. Здесь капитан 1-го ранга Кузнецов получил приказ о присвоении ему звания контр-адмирала и распоряжение командующего Сибирской флотилией идти в Николаевск-на-Амуре.


Граф Николай Николаевич Муравьёв-Амурский
На корветах генерал-губернатор граф Николай Муравьёв-Амурский совершил несколько визитов в Японию и Цинскую империю, где провёл переговоры об уточнении границ и решения сахалинского вопроса. 11 июня отряд собрался в Хакодате. В начале января 1860 года Александр II решил собрать в китайских водах эскадру под командованием капитана 1-го ранга Ивана Лихачёва. Отряд крейсировал в Японском море, проводил географические исследования, выполнял дипломатические поручения. 15 января 1861 года «Боярин», «Воевода» и «Джигит» отправились на Балтику и 15 августа прибыли в Кронштадт.


Корвет «Посадник»
Между тем, 19 июня 1859 года на Дальний Восток отправился 2-й Амурский отряд, флагманом которого был назначен корвет «Посадник». Вместе с корветом в поход вышли клиперы «Наездник» и «Разбойник». Старшим отряда был назначен известный дипломат, генерал-лейтенант и сенатор Александр Дюгамель. Командиром «Посадника» был назначен герой Синопского сражения капитан-лейтенант Николай Бирилёв. Первое происшествие не замедлило произойти: корвет встретил гибнущий французский бриг «Понт де Челс», который пробил дно о риф. На бриг была высажена аварийная партия из двенадцати матросов и мичмана фон Шанца. Партия заделала пробоину, откачала воду из трюма при помощи ручной помпы Доутона с «Посадника», после чего русский корвет взял бриг на буксир и доставил в Брест.


Мунэ Ёсиёри губернатор Цусимы
Отряд шёл на Дальний Восток не самым оптимальным маршрутом: через Мадейру и Рио-де-Жанейро. Русским морякам нужно было наработать опыт океанских плаваний (и заработать морской ценз, без которого продвижение при Константине Николаевиче не светило). Так что в Нагасаки корабли прибыли только 17 июня, где вошли в состав «эскадры Китайского моря» — первой независимой русской эскадры в Тихом океане.
Эскадре требовался незамерзающий порт для базирования, поэтому были начаты поиски такового, причём в глубокой тайне и без консультаций с японским правительством, чтобы не привлекать к этому факту излишнего внимания. Подходящим кандидатом на эту роль показался остров Цусима. 20 марта «Посадник» вышел из Хакодате и 1 марта был на рейде Имосаки, где Николай Бирилёв получил разрешение от местного феодала Мунэ Ёсиёри на обследование бухты, а также основание временной морской станции русского флота.
3 апреля над Цусимой был поднят русский флаг, установлена палатка и выбрано место для строительства склада и лазарета. Пока экипаж занимался ремонтом корабля (требовалось заменить фок-мачту, осмотреть дейдвудную трубу гребного винта и ещё кое-что по мелочи), старший штурманский офицер, подпоручик Л. Чуркин, занялся промером глубин и картографированием островов Цусимской гряды.


Адмирал Джеймс Хоуп
К сожалению, сохранить секретность не удалось: в середине августа бучу подняли английские послы Алькок и Гаррис и адмирал Джеймс Хоуп — главнокомандующий Китайско-Ост-Индской станцией Королевского флота. В общем, под давлением джентльменов японское правительство отозвало разрешение на строительство станции на Цусиме в тот самый момент, когда строительство шло полным ходом. Бирилёв тянул как мог, но 7 сентября Цусиму «Посаднику» пришлось покинуть. 10 февраля 1862 года года корвет вышел в обратный путь. По дороге командир зашёл-таки на Цусиму, где тепло попрощался с местным губернатором — как видно, с Мунэ Ёсиёри у него отношения сложились дружеские. 16 апреля «Посадник» был уже в Либаве. По возвращению в Кронштадт экипажи корвета и клиперов «Наездник» и «Разбойник» были награждены годовым окладом жалования.


Корвет «Аскольд»
Но корветы «11-пушечного ранга» были заложены ещё в ходе Крымской войны, а новая политика флотского руководства Российской империи требовала постоянного присутствия в Мировом океане русских кораблей, причём, желательно, посильнее клиперов и малых корветов. Поэтому штабс-капитаном Нестором Коршиковым в 1856 году был разработан проект нового корвета — «17-пушечного ранга». В 1859-62 годах были заложены четыре таких корабля: «Богатырь», «Аскольд», «Варяг» и «Витязь». Строили корветы на разных верфях: «Богатырь» в Новом Адмиралтействе, «Аскольд» на Охтинской верфи, «Варяг» в Великом княжестве Финляндском на Улеаборгской верфи, «Витязь» — также на финской Бьёрнеборгской верфи.


Корвет «Витязь»
Корпуса кораблей были из горной сосны, дуба, ели, тика и лиственницы. Машины... Тут был полный разнобой. «Богатырю» досталась новая машина завода Берда, мощностью 360 лошадиных сил. «Аскольд» получил машину с винтового фрегата «Аскольд». Предшественнику не повезло: введённый в строй в 1857 году, он в 1861 году был пущен на дрова — корабли на тот момент быстро морально старели. На «Варяг» поставили машину с систершипа «Аскольда» — фрегата «Полкан», дополнив оные новыми котлами Кронштадтского пароходного завода. Для «Витязя» машину купили у бельгийской фирмы «Коккериль». Трубы у всех корветов были телескопические, дабы не мешать работе с парусами, и располагались перед грот-мачтой. Водоизмещение новых корветов составило 2155 (плюс-минус лапоть — строили-то на разных верфях...), длина — 66,29 метра, ширина — 12,09 метров, осадка 5,87 — 6,12 метров. Экипаж — 324-356 человек.

Несмотря на устаревшие и маломощные машины (и не самые лучшие из-за этого скоростные характеристики), корабли имели прекрасную мореходность, которая на тот момент была важнее — кораблям предстояло совершать дальние вояжи. Тем не менее под парусами корветы шли со скоростью 10 узлов, под парами — 11 узлов. Изначально вооружение этих кораблей состояло из 17 60-фунтовых бомбических пушек: одной №1 и 16 №2.


Корвет «Варяг»
Из всех четырёх корветов наиболее интересная судьба выпала «Варягу». Им командовал герой обороны Севастополя капитан-лейтенант Роберт Лунд. В 1863 году вспыхнуло очередное польское восстание, что вызвало дипломатические демарши Франции и Англии. Поэтому было решено направить крейсерскую эскадру не на Дальний Восток, а в Атлантику, к берегам США. Дело в том, что в Америке была в разгаре Гражданская война, причём англичане откровенно симпатизировали Югу. Ну а Россия, дабы прищемить хвост «англичанке, которая гадит», поддержала Север. Поэтому к берегам США и была отправлена эскадра контр-адмирала Степана Лесовского в составе фрегатов «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя», корветов «Варяг» и «Витязь», а также клипера «Алмаз». Одновременно к Тихоокеанскому побережью Северной Америки проследовала эскадра контр-адмирала Андрея Попова — корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик», клиперы «Абрек» и «Гайдамак».


Командир «Варяга» капитан-лейтенант Роберт Лунд
Операция готовилась в режиме строжайшей секретности. Была составлена инструкция Лесовскому, в которой прописаны районы крейсерства для каждого из кораблей на случай, если Великобритания решится на вмешательство в польский конфликт. «Варяг» должен был действовать на пути из Англии в Южную Америку, «Витязь» — на маршруте от мыса Доброй Надежды до острова Святой Елены.
Роял нэви эскадру Лесовского позорно промухал, и появление русских кораблей у американского побережья 29 сентября 1863 года стало для Владычицы морей неприятным сюрпризом. «Варяг» по Потомаку поднялся к Вашингтону, где ему была устроена восторженная встреча. А 2 февраля 1864 года экипаж корвета спас от пожара Аннаполис: на берег были спущены пожарные партии с помпами и брандспойтами, топорами, ломами и прочими полезными вещами. Русские моряки работали круглосуточно в несколько смен, и к середине 3 февраля пожар удалось остановить. Берега США эскадра покинула через 9 месяцев, когда кризис в отношениях с Великобританией был преодолён, а «Варяг» ушёл в кругосветное плавание, став первым русским кораблём, прошедшим Магеллановым проливом. Попутно в проливе был спасен экипаж английской шхуны «Темис» в количестве 13 человек.


Носовая фигура «Варяга»
Корвет в 1865-66 годах был флагманом Тихоокеанской эскадры, и на его борту проходил практику гардемарин Степан Макаров. Впрочем, знаменитостей на «Варяге» служило огромное количество: академик Алексей Крылов, будущий командир следующего «Варяга» Всеволод Руднев, адмиралы Александр Шестаков, Евлгексеев, Фёдор Дубасов, великий князь Александр Михайлович... В 1870 году корвет совершил северную экспедицию, закрепив российский суверенитет над Новой Землёй и картографировав данный архипелаг. В дальнейшем устаревший, но не старый корабль стал учебным, а паровой катер с него сражался на Дунае во время русско-турецкой войны 1878 года. Только в 1886 году окончилась служба старого корабля — большая редкость!

[
Иван Иванович фон Шанц
Отдельно стоит упомянуть корвет «Калевала». Этот корабль не был серийным: его строительство из патриотических соображений профинансировал финский сенат, поэтому строился корвет на финской верфи в Або и разработан был финским корабельным мастером Йоргенсоном под руководством ничуть не менее финского будущего адмирала Йохана (Ивана Ивановича) фон Шанца. В общем, имя корабля после этих пояснений ни у кого не должно вызывать удивления.

«Калевалу» заложили 10 июля 1856 года, а уже в 1858 году корабль вступил в строй. Это был корабль полным водоизмещением 1392 тонны, длиной 50,6 метра, шириной — 11,9 метра, осадкой 4,7 метра. Корпус корабля был выполнен из сосны и дуба, паровая машина мощностью 250 лошадиных сил изготовлена в Або на заводе «Кони и Ко». Вооружили корабль 14 36-фунтовыми орудиями по бортам и одним 60-фунтовым орудием №1 на носу, на поворотной платформе. Первым командиром корабля стал финский барон Отто Капелан.


Эскадра Попова в Сан-Франциско, «Калевала» присутствует!
Служить корабль должен был на Балтике, но у России внезапно появились интересы на Дальнем Востоке, и 18 октября 1860 года он отправился на Тихий океан в составе отряда контр-адмирала Андрея Попова из корветов «Рында» и «Богатырь», клиперов «Абрек» и «Гайдамак». Знаменит корвет в первую очередь тем, что именно его зашифровал под именем «Коршун» известный маринист Константин Станюкович в своей повести «Вокруг света на «Коршуне». В книге подробно и в деталях описываются порядки на борту, в том числе отмена телесных наказаний, обучение неграмотных матросов грамоте и так далее. Сам Станюкович пришёл на «Калевалу» кадетом, стал на корвете гардемарином, а затем и мичманом.
Корвет очень тепло принимали в Сан-Франциско, где была большая финская община. Но не только литературными достоинствами Константина Михайловича известен этот корвет: за время службы на Дальнем Востоке экипаж «Калевалы» открыл несколько островов, а одна из бухт в заливе Петра Великого носит название Калевала. И да, остров Де-Ливорна назван в честь мичмана с этого корабля Андрея Карловича Де-Ливорна, а остров Желтухина — в честь командира корвета Фёдора Николаевича Желтухина. 400 моряков корвета участвовали в борьбе с пожаром в Сан-Франциско, шестеро погибли... Корабль прослужил всего 14 лет, но за это время успел совершить кругосветное плавание, выполнить ряд важных дипломатических поручений. И... попасть в Большую Литературу!


Корвет «Баян»
Закончить рассказ о русских корветах стоит стоящим наособицу «Баяном». Наособицу, потому что, если все остальные герои этого рассказа были построены на верфях Российской империи, то «Баян» — иностранец. Он был заказан в 1856 году контр-адмиралом И. И. фон Шанцем в Бордо, на верфи «Колло и Ко». Да, так бывает: вчера с французами изо всех сил рубились под Севастополем, а сегодня они строят нам корабли. Наверное, потому что англичан французы любят сильно меньше, чем русских, а то, что данный корвет будет угрожать именно коммуникациям Владычицы морей, у лягушатников сомнений не возникало.

К моменту сдачи корабля Колло успел разориться, а его верфь вместе с русским заказом купил инженер Арман. Арман корвет достроил и спустил на воду 11 июля 1857 года, паровую машину мощностью 300 лошадиных сил поставила фирма «Шнейдер», достройкой корвета в Кронштадте занимался кораблестроитель М. М. Окунев. «Баян» представлял из себя корабль водоизмещением 1969 тонн, длиной 65,95 метров, шириной 11,4 метра, с осадкой — 5,6 метра. Корпус набрали из французского дуба, тика и красного дерева по оригинальной системе Армана. Вооружение — 16 24-фунтовых длинных пушек, в 1867 году оно было заменено на 4 6-дюймовые пушки образца 1867 года и 4 нарезные 9-фунтовые пушки образца 1867 года. Впоследствии были установлены более современные орудия.

Поэт Аполлон Майков
Генерал-адмирал Константин Николаевич хотел укусить «англичанку» за наиболее чувствительные части тела, а таковые у просвещённых мореплавателей традиционно находились в Средиземном море, куда и проследовал «Баян» в составе эскадры контр-адмирала Константина Истомина, кстати говоря, брата командира корвета Павла Истомина (и героя обороны Севастополя: на флоте служили пятеро братьев Истоминых, трое погибли!). Как и многим представителям племени российских корветов, довелось «Баяну» спасать погибающих: во время стоянки в Палермо случилась сильная буря, в ходе которой русские моряки спасли экипажи трёх торговых фелюг и оказали помощь неаполитанскому корвету «Валереус». Все причастные были награждены Александром II, а командир корабля получил ещё и неаполитанский орден Св. Георгия. Во время службы в Средиземном море на корвете по приглашению морского министерства отправился в путешествие за вдохновением поэт Аполлон Майков. Помогло! Во время плавания он написал «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни».
Использовался «Баян» и в качестве учебного корабля, но очередное обострение отношений с Великобританией отправило корвет в 1875 году на Тихий океан. В случае начала войны он должен был обстрелять Ванкувер и вообще погулять между Канадой и Австралией, топя всё плавающее под «Юнион Джеком». «Баян» посетил Гонолулу, Сан-Франциско, Владивосток и ещё множество портов, но потом отношения нормализовались, и корабль вернулся на Балтику в 1879 году. С 1892 года «Баян» переклассифицирован в учебное судно окончательно, а через 10 лет продан на слом.

В целом, строительство корветов — одно из самых удачных решений генерал-адмирала. Хоть повоевать им и не удалось, пользу стране они принесли огромную! И в первую очередь это не изучение Дальнего Востока и не дипломатические демарши, а подготовка целого поколения моряков, которые чувствовали себя в море как дома...
  • Герхард фон Цвишен
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт triboona.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК