Фича давит танк
В мире немало самых разнообразных памятников и инсталляций — от абстрактных форм до эпатажных скульптур, чей смысл зачастую остаётся загадкой даже для самого искушённого зрителя. Некоторые из них вызывают недоумение, другие — споры, а третьи становятся чуть ли не локальными легендами, хотя никто толком не может сказать, зачем и в честь чего они здесь появились. Но есть и такие, чей посыл, при их весьма необычном виде, куда более глубокий, чем простая выходка талантливого создателя в стиле «я так вижу».
Один из таких — памятник с говорящим названием «Фича давит танк». Расположен он в Осиеке — городе в восточной части Хорватии. Инсталляция представляет собой настоящий танк, придавленный наехавшим на него легковым автомобилем «Застава-750» (фактически — итальянский Fiat 600) по прозвищу «Фича». И, стоит отметить, видок у этой конструкции более чем гротескный и даже комичный, что понятным образом вызывает живой интерес у туристов и не только.
Тем не менее данный памятник, по сути, является одним из многочисленных символов войны в Югославии, распада страны и последующего обретения независимости Хорватией. Ну а сами события, которые в последующем привели к его установке, произошли летом 1991 года, когда Югославия уже начала трещать по швам, раздираемая центробежными силами сепаратистских настроений, приведших впоследствии не только к кровопролитным столкновениям, но и к печально известным «гуманитарным бомбардировкам» со стороны НАТО.
25 июля 1991 года будущая Хорватия объявляет о выходе из состава Югославии, что вызвало соответствующую реакцию у правительства, ещё по инерции считавшегося центральным. Уже 27 июня в Осиек вошла колонна бронетехники Югославской Народной Армии с целью занятия ключевых объектов для их возможной обороны в случае столкновений с сепаратистами, что было воспринято местным населением далеко не так однозначно, как думалось организаторам этого пробега.
Брешкич в светлых шортах слева от своей машины
Часть жителей, а подавляющие их большинство было этническими хорватами, с интересом наблюдали за происходящим — не каждый же день увидишь подобное. Некоторые даже вышли на улицы и устроили некое подобие «Майдана». Впрочем, были и те, кто югославской армии был не рад совсем уж радикально, поэтому колонна техники регулярно подвергалась «обстрелам» метательными снарядами в виде камней и даже предметов мебели.
Входил в эту когорту и Бранко Брешкич — не очень-то примечательный мужичок. Правда, атаковать вояк он не стал, да и, по всей видимости, даже не собирался. О том, что бронетехника вошла в город, он узнал на заправочной станции, заливая бензин в бак своего красного «Застава-750», после чего направился на этом автомобиле в эпицентр событий.
Брешкич подъехал к улице, по которой двигались танки. Люди, собравшиеся вокруг, кричали, махали руками, но броня продолжала медленно и неотвратимо ползти вперёд. И тогда он сделал то, что навсегда вписало его имя в хронику города: просто оставил свою «Фичу» на пути первой машины и отошёл в сторону. Маленький красный автомобиль, жалкий по сравнению с многотонной стальной махиной, стал этаким немым баррикадным словом — фразой, понятной без перевода.
Танк задел малютку-«Фичу», потянул её волоком по асфальту несколько метров, пока стальная туша не поравнялась с проходящим рядом автобусом. Машину швырнуло в его бок, после чего гусеницы безжалостно смяли её, вдавив в дорожное полотно. Затем колонна пошла дальше своим маршрутом, а на перекрёстке осталась лишь плоская, как лепёшка, груда покорёженного металла — всё, что осталось от «упрямой «Фичи».
Танк волочёт по дороге «Фичу»
Позднее стало известно, что за рычагами того самого танка находился механик-водитель Йосип Илич — солдат-срочник Югославской народной армии, по национальности хорват. Он утверждал, что наехать на машину его вынудил командир, пригрозивший расстрелом за неповиновение. Правда, подтвердить или опровергнуть эти слова не представляется возможным. Есть вероятность, что он это вообще выдумал, дабы не прослыть в глазах соотечественников-хорватов предателем.
Спустя некоторое время Илич оставил ряды Югославской народной армии, дезертировал и перешёл на сторону хорватских сил, где продолжил войну уже против многих вчерашних сослуживцев. Путь на фронт нашёл и Бранко Брешкич — тот самый, чья «Фича» оказалась под гусеницами. Годы спустя судьба вновь свела их, но не на поле боя, а перед объективами камер: Илич и Брешкич приняли участие в документальном фильме, посвящённом тем июньским событиям, где рассказали о своём «первом знакомстве» — каждый со своей стороны танка.
Что же касается памяти того июньского дня, то идея увековечить это событие возникла в 2006 году, когда Мария Медич из Хорватской социал-либеральной партии предложила учредить «День красной фичи». Хотя предложение не было реализовано, в 2011 году, к 20-летию событий, в Осиеке установили инсталляцию «Фича давит танк». Памятник символически изображает легковой автомобиль «Застава 750», который «давит» югославский танк, что отражает победу Хорватии в войне за независимость.
- Эдуард Перов
- wikipedia.org
Обсудим?
Смотрите также: