Геноцид или оккупация: непростой выбор Нетаньяху
«У Израиля нет другого выбора»
Слухи о возможной оккупации Газы не являются чем-то экстраординарным для мирового сообщества, хотя и наделали немало шума. Израиль оккупировать соседей умеет и практикует. Перечислять территории, которые в разное время переходили в руки евреев, можно долго – Западный Берег, Голанские высоты, Южный Ливан и, собственно, сам Сектор Газы. С одной стороны, к израильским поползновениям можно относиться с известной долей понимания – страна маленькая и стратегической глубины в случае войны нет никакой. С другой стороны, оккупация есть оккупация и, мягко говоря, не приветствуется международными институтами и порядками.
С Сектором Газы у Израиля давняя «любовь». Первый раз вооруженные силы зашли на палестинскую автономию в 1956 году и простояли тогда четыре месяца. Особого отношения к палестинцам этот акт не имел – Израиль тогда мерился силами с Египтом. Второй раз случился в 1967 году и продлился аж до 1993 года. Началось все с победы Иерусалима в Шестидневной войне и закончилось переходом Сектора Газы под юрисдикцию Палестинской автономии. С того времени территория эксклава в той или иной мере была под контролем Израиля. В 2005 году ЦАХАЛ выводит свои силы из эксклава, предоставляя местным относительную свободу. Но даже здесь правозащитники считали, что Иерусалим частично оккупирует Газу. Аргументом выступала блокада территории, которую время от времени организовывали израильтяне.
С 2023 года со стороны еврейского государства никто не стеснял себя в средствах и методах. Уже в марте 2024 года бульдозеры ЦАХАЛ сносили сельскохозяйственные угодья, дома и школы вблизи своей границы. Так создавалась буферная зона, доступа к которой у палестинцев не было. Еще больше эта зона расширилась в апреле 2025 года – с новых территорий были изгнаны (израильские власти говорят «эвакуированы») местные жители и созданы постоянные военные базы. Поэтому, когда говорят, что Биньямин Нетаньяху немного не в себе, заявляя о скорой оккупации Сектора Газа, нужно помнить одно – израильтяне в палестинском анклаве давно и надолго. Война идет уже почти два года, и Армия обороны Израиля заняла большую часть узкой полоски прибрежной линии, которую именуют Сектор Газы. В той или иной степени под контролем ЦАХАЛ до 75 процентов анклава. Контроль, правда, очень своеобразный – военные регулярно подвергаются нападениям со стороны местных террористов. Но этого мало. В настоящее время в высшем военно-политическом руководстве Израиля идет обсуждение полной оккупации Сектора Газы. Нетаньяху комментирует события следующим образом:
У Израиля нет другого выбора.
Решение непростое, и с его вынужденностью нельзя не согласиться. В настоящее время ни о какой военной победе Израиля под террористами ХАМАС не может быть и речи. Да, спецслужбы регулярно отыскивают полевых командиров и даже первых лиц в стане противника, но после ликвидации на их место тут же приходят новые люди. Как бы ни превозносили качества Армии обороны Израиля, но она вынуждена вести войну против иррегулярных террористов. Здесь необходима полицейская спецоперация, а не танки в городе и бомбардировщики.
Что делать с Газой?
Реакция на самодеятельность Израиля последовала разнообразная. Великобритания пригрозила санкциями. Немцы приостановили поставки компонентов для оружия и самих вооружений. Да и в самом Израиле далеко не все согласны с захватнической политикой кабинета министров – протестующие вышли на улицы. Вряд ли они переживают за судьбы несчастных палестинцев, запертых на берегу моря. Главная забота несогласных – это катастрофический рост потерь Армии обороны в случае полной оккупации Газы. Причем не только среди военных, но и среди гражданских, которых направят для управления захваченными территориями. Не забываем и про пятьдесят заложников, которые томятся у террористов с конца 2023 года. Если Сектор Газы решено будет полностью взять под израильский контроль, их жизни не будут стоить ничего. Несчастные сейчас уже находятся в крайне тяжелом эмоциональном и физическом состоянии. Оккупация Газы, как минимум, не улучшит их положение и шансы на выживание.
Можно рассматривать инициативу Нетаньяху и как попытка надавить на ХАМАС. Дескать, давайте договариваться по-хорошему, иначе будет только хуже. Требования у Иерусалима просты и невыполнимы – полный роспуск и разоружение боевиков. Всех до одного.
Но палестинским боевикам не привыкать, и захватнические инициативы противника воспринимаются с энтузиазмом. Полный контроль со стороны Израиля подразумевает новые смерти среди мирных жителей, а также новый, еще более жестокий этап лишений. От оккупации Израилем дополнительно погибнут новые десятки тысяч мирных жителей. Это вызовет новую волну ненависти со стороны мусульманского мира (и не только), что не может не импонировать боевикам. Ситуация Нетаньяху очень похожа на ловушку. Перспектив мирного урегулирования нет никаких. По крайней мере, с учетом израильских интересов. Дальнейшее продолжение войны в прежнем темпе еще больше усугубит гуманитарный кризис и превратится в форменный геноцид палестинцев. Конечно, симпатии со стороны Дональда Трампа не позволят обрушить на Израиль праведный гнев мирового сообщества, но всему есть предел. В последнее время американский президент очень желает Нобелевскую премию мира, и кейс с мирным завершением арабо-израильского конфликта ему бы точно не помешал. Тем более что палестинцы в Секторе Газы вынуждены выживать в настоящем аду. И завершение этой войны действительно станет триумфом миротворца.
Надо отдать должное Нетаньяху, он пытается вырулить патовую ситуацию. Его новейшая риторика уже не содержит прямых отсылок на оккупацию вражеской территории, а информирует о пяти принципах:
«полное разоружение ХАМАС», «возвращение всех заложников», «полная демилитаризация сектора», «израильский контроль над безопасностью в секторе Газа» и «создание альтернативного гражданского управления».
Если эти положения удастся соблюсти, то война закончится. Только вот ничего нового в предложениях израильского премьера нет. Он просто перефразировал оккупацию на «израильский контроль над безопасностью в секторе Газа» и «создание альтернативного гражданского управления». Осуществить это без присутствия Армии обороны Израиля в Секторе Газы и марионеточного управления невозможно. Значит, война на Ближнем Востоке будет продолжаться. Впрочем, как и десятилетиями ранее. Ничего нового.
- Евгений Федоров
Обсудим?
Смотрите также:

