Минные крейсера — предки эсминцев
Миноносцы могли совершить переход с Балтики на Дальний Восток своим ходом (в сопровождении плавбазы, само собой), но вести бой совместно с эскадрой им было не под силу: то волнение, что для крейсера или броненосца определялось как «рабочая погода», для кораблика, не дотягивающего до 150 тонн, становилось борьбой за выживание. Примерно то же самое можно сказать и об истребителях, или контрминоносцах, призванных бороться с вражескими миноносцами, чьё водоизмещение было несколько больше, но положения это не меняло. А применять торпедное оружие в эскадренном бою хотелось!
Ответом стал класс кораблей, которые в России получили название «минные крейсера», в Великобритании — «минные канонерские лодки», а во Франции — «минные авизо». Эти корабли должны были сочетать в себе качества миноносца, истребителя, и при этом иметь достаточную мореходность, чтобы действовать в составе эскадры. Первыми, принявшими решение о строительстве подобных крейсеров, стали французы...
16 августа 1879 года в Conseil d'Armiaute было принято решение о принятии кораблестроительной программы на 1879 год. В программу был включен пункт о строительстве четырёх быстроходных торпедных кораблей, защищённых со стороны носа от огня лёгкого оружия. Они должны были сопровождать эскадры броненосцев, нести службу по защите портов, отчего по началу получили название «миноносцы береговой обороны». Это должны были быть корабли водоизмещением около тысячи тонн, более медлительные (со скоростью 14-15 узлов), чем миноносцы, но значительно более мореходные. Впоследствии отнесение в класс кораблей береговой обороны было признано ошибкой, и ещё не построенные корабли было решено переклассифицировать в минные авизо (впрочем, французская классификация кораблей — посложнее бинома Ньютона) — их задачей стала атака вражеских кораблей в отдалённых гаванях, где они чувствуют себя в безопасности.

Мари Анн Луи де Бюсси 1820-1903 французский кораблестроитель
Основой проекта корифея французского кораблестроения Луи Де Бюсси стали армстронговские корабли типа «Артуро Прат» — переходный тип от канонерки к лёгкому крейсеру. Водоизмещение кораблей составило 1240 тонн, паровые машины мощностью 3,5 тысячи индикаторных лошадиных сил обеспечивали скорость в 17 узлов. Центральная часть корабля была прикрыта карпасной бронепалубой толщиной 10-20 мм, над машинами размещалась ещё одна — плоская противоосколочная бронепалуба. По мнению французского инженера, подобной бронезащиты должно было хватить против орудий британских крейсеров типа «Айрис» и «Комус». Вооружение кораблей планировалось из 5х100-мм пушек, 4х37-мм револьверных пушек Гочкиса и пяти надводных торпедных аппаратов.

«Кондор» — первый минный авизо.
Все четыре минных авизо были введены в строй в январе 1883 года и получили названия «Кондор», «Эпервье», «Фокон» и «Вотур». Это были маленькие бронепалубные крейсера с длинным тараном, одной трубой и тремя мачтами, одна из которых впоследствии была демонтирована. Вооружение... Оно было серьёзным: пять 100-мм орудий, четыре — 47-мм и шесть 37-мм пушек Гочкиса и 4 торпедных аппарата. Вот только для уничтожения миноносцев оно было сочтено слишком сильным! Ведь, по тогдашним воззрениям, миноносцу было достаточно нескольких снарядов, чтобы отправиться на дно. В общем, следующую серию (минные авизо типа «Бомб») сделал втрое меньше водоизмещением и с вооружением из 2х47-мм пушек и пяти 37-мм револьверных пушек Гочкиса, при двух надводных торпедных аппаратах и скорости в 19 узлов.
Минный авизо «Леже»
Надо сказать, что скорость для кораблей этого класса вскоре стала считаться одним из главных показателей: если простой миноносец защищали его малые размеры, то в минный авизо попасть было куда легче, так что только скорость была его спасением. Правда, вскоре стало ясно, что миноносец далеко не такая простая цель, и вооружение надо бы усилить. Собственно говоря, именно это и было проделано на 500-тонных минных авизо «Леже» и «Леврие», получивших 1х65-мм орудие, 3х47-мм и две 37-мм револьверные пушки. Плюс — два торпедных аппарата повышенного калибра (450-мм вместо 350-мм) на палубе и один — в форштевне.
Минная канонерка «Рэтлснейк»
А вот англичане со своими кораблями данного класса не спешили. Правда, пошли своим путём. Вместо создания быстроходных, но вооружённых большим количеством малокалиберных скорострелок кораблей, они поставили на корабли небольшие, тихоходные, но весьма солидно вооружённые. 559-тонные «минные канонерские лодки» типа «Рэттлснэйк», спроектированные Натаниэлем Барнаби (первый корпус сошёл со стапеля 16 сентября 1886 года), первыми из кораблей получили паровую машину тройного расширения, но, несмотря на это, не могли давать больше 19 узлов. Зато они имели пусть и тонкую (17,5 мм), но бронепалубу, а главное — 1х4-дюймовую пушку и 6х47-мм скорострелок Гочкиса. Минное вооружение — 4х360-мм торпедных аппарата.
Минная канонерка «Шарпшутер».
Попытки улучшить эти не слишком удачные корабли привели к появлению серии из 13 минных канонерских лодок типа «Шарпшутер», имевших традиционно невысокую скорость, но главный калибр из 2х120-мм орудий, что делало все остальные минные крейсера добычей английских канонерок. Конечно, если бы те смогли их поймать на своих 19 узлах скорости... Увеличенная версия «Шарпшутеров» — минные канонерки типа «Алярм» — имела то же артиллерийское вооружение, но вместо 360-мм торпедных аппаратов стояли 3 трубы калибром 450-мм. Ну и скорость была также не рекордной — 18,7 узла.
Минный крейсер «Лейтенант Ильин»
Но это Англия с Францией, а что же в России? А у нас ярым сторонником подобных кораблей был управляющий Морским министерством адмирал Иван Шестаков. Настолько ярым, что сам поучаствовал в разработке проекта первого русского минного крейсера. Поскольку отношения с французами после франко-прусской войны теплели просто на глазах, особых тайн от русских у французов не было, и новый корабль должен был стать чем-то средним между «Кондором» и «Бомб». Причём проектирование и постройка велись в такой спешке (и в такой тайне!), что минный крейсер, получивший имя «Лейтенант Ильин», был спущен на воду быстрее, чем большая часть его французских прототипов — в 1886 году.
Минный крейсер «Капитан Сакен»
Поскольку спешка важна только при ловле блох, корабль получился откровенно сырой. Имевший полное водоизмещение 714 тонн, он был вооружён целой батареей орудий малого калибра: 5х47-мм и 10 37-мм револьверных пушек Гочкиса! Правда, побортное расположение артиллерии было скорее оборонительным, чем призванным уничтожать вражеские миноносцы. Торпедные аппараты калибра 381-мм имелись в количестве семи штук, но расположение оных также нельзя было признать удачным. Но главное... Скорость корабля должна была составлять не менее 22 узлов, в реальности же «Лейтенант Ильин» и 20 не мог дать. Заложенный в Николаеве 9 мая 1886 года минный крейсер «Капитан Сакен» был ещё медленнее — максимум смог выжать 18,3 узла на мерной миле, при том, что был значительно скромнее вооружён: 6х47-мм пушек, 4-37-мм и три торпедных аппарата калибра 381-мм. Правда, на «Сакене» ещё при постройке сняли поворотные торпедные аппараты (данная техника была слишком необычной на тот момент), а через несколько лет и неподвижные...
Минный крейсер «Всадник»
В общем, минные крейсера отечественной постройки были не то чтобы плохи, но... Со скоростью у них были проблемы, поэтому было решено прибегнуть к заказу кораблей за рубежом. Незадолго до того Австро-Венгрия заказала верфям «Шихау» семь минных крейсеров типа «Метеор». Русскому Морскому министерству корабли понравились, и немцы получили заказ: вместе с девятью миноносцами типа «Або» фирме Шихау заказали головной корабль серии — «Казарский», а затем ещё два — «Воевода» и «Посадник» (изначально корабли заказал король Черногории Николай I, но не смог выкупить), а три решили построить в России — два, «Всадник» и «Гайдамак», на верфи Крейтона в Або, а один, для Чёрного моря, — на Адмиралтейской верфи в Николаеве («Гридень»).
Корабли проектировались и строились с учётом ошибок, допущенных при строительстве «Лейтенанта Ильина» и «Капитана Сакена», поэтому получились достаточно удачными. По крайней мере, в среднем выдавали 22 узла. В среднем, поскольку строящиеся на верфях в Або корабли фины перетяжелили, и они могли дать максимум 20 узлов, зато николаевский «Гридень» стал самым быстрым из серии — 22,5 узла, что было прекрасно для кораблей конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века.

Минный крейсер «Гридень»
Что из себя представляли корабли этой серии? Это были большие миноносцы, выстроенные по образцу дивизионных миноносцев Кайзерлихмарине — со стандартным водоизмещением 400 тонн, полным — 430 тонн, длиной 60,2 метра, шириной — 7,42 метра и максимальной осадкой 3,5 метра. Бронирование отсутствовало, в качестве двигателя выступала паровая машина мощностью 3510 лошадиных сил, вооружение — 6х47-мм орудий и 3х37-мм револьверные пушки Гочкиса. Торпедное вооружение представлено двумя торпедными аппаратами — один неподвижный в носу и один поворотный на палубе — это был первый случай применения полностью поворотного торпедного аппарата в отечественном флоте. В сравнении с «Ильиным» и «Сакеном» корабли оказались удачными, а главное — стоили почти в два раза дешевле.
Минный крейсер «Абрек»
Удачный проект самим фактом своего существования требует продолжения. Правда, всегда возникает желание его немного улучшить. Таким улучшенным минным крейсером типа «Казарский» стал «Абрек». В первую очередь кораблю усилили вооружение — поставили 2х75-мм и 4х47-мм пушки, торпедное вооружение ограничив одним поворотным торпедным аппаратом на палубе — перед бизанью. Скорость корабля оказалась пониже, чем у «Казарского», но не существенно — 21,5 узла, зато мореходность — отменная: в 1898 году корабль прошёл из Балтийского в Средиземное море через Бискайский залив с его вечными штормами без сучка и задоринки.

Без комментариев...
Часто минные крейсера называют неудачным классом кораблей, не имевшим продолжения. На мой взгляд, это — спорный вопрос. Дело в том, что в 1905 году, по итогам Русско-японской войны, в Морском техническом комитете было проведено совещание, на котором решался вопрос развития минных сил. Главный вопрос, который стоял на совещании, звучал примерно так: «Что строить, небольшие миноносцы или минные крейсера?». Из 23 участников совещания 14 высказалось за минные крейсера. Были выработаны требования к будущим кораблям, и, хоть окончательного решения на тот момент принято не было, эти требования стали основой для проектирования кораблей, которые... А вот это уже — другая история, и она достойна отдельного рассказа!
- Герхард фон Цвишен
Обсудим?
Смотрите также: