Чан Кайши. Начало политической карьеры соперника Мао Цзедуна
Человек, о котором мы будем говорить в этой и следующей статьях, мало известен в нашей стране. Многие из людей старшего поколения и вовсе помнят его имя лишь по строке старой песни Петра Погорельского, который, «когда был большим», оказывается, покупал некое «запрещенное вещество» «в конторе Чана Кай Ши». В конце концов, герой статьи проиграл Мао Цзэдуну, но вполне серьезно говорили, что такие люди рождаются раз в пятьсот лет, а его заслуги в войне против Японии в 1931–1945 гг. не отрицаются даже в материковом «коммунистическом» Китае. Сын и преемник героя статьи в молодости 12 лет жил в СССР и женился на простой русской девушке, которая потом, уже имея статус супруги президента Тайваня, удивляла всех тем, что сама мыла окна и выращивала для своей семьи овощи. Итак, говорить мы будем о многолетнем лидере партии Гоминьдан Цзян Цзеши, более известном как Чан Кайши.
Происхождение и молодость героя статьи
Будущий соперник Мао Цзэдуна родился 31 октября 1887 года в деревне, расположенной недалеко от портового города Нинбо. Его отец торговал солью, однако, если верить записям в книге семейной хроники, он принадлежал к известному и уважаемому роду Цзян. Далёким предком героя статьи был правитель Китая Чжоу Гун (регент при своем племяннике Чэн-ване), который за свою мудрость и добродетель сравнивался с великими императорами древности. Однако во времена правления императоров Маньчжурской династии Цин (то есть более 260 лет) представители этого рода не занимали никаких государственных должностей и гордились тем, что «не запятнали себя служением варварам». Впрочем, возможно, никаких должностей и постов им и не предлагали. И потому приходилось работать на земле, как крестьянам, и только дед героя статьи сумел выбиться в торговцы.
При рождении будущий правитель Тайваня получил имя Жуйюань – «Благой (или «Желанный») первенец». Однако в Китае было принято менять имена в разные периоды жизни, и герой статьи не стал исключением. Скоро он получил «говорящее имя» Чжоутай, которое можно перевести как «тщательность, осторожность, надёжность». А его «школьное» имя – Чжицин, переводится как «чистота помыслов, целей, устремлений».
После завершения учёбы мать дала ему два взрослых имени: официальное Чжунчжэн («справедливый и правильный человек», а также «выбирающий золотую середину») и повседневное Цзеши («непоколебимый как утёс»). К этим именам добавлялась «фамилия» Цзян, представлявшая собой наименование рода. Именно имя Цзеши он в 1922 году использовал при издании в Японии журнала «Цзюнь шэн» («Голос армии»).
В нашей стране о герое статьи впервые узнали из западных источников, которые использовали не северную, а южную транскрипцию. В результате в России его стали называть «неправильно» (с точки зрения общепринятых в нашей стране правил транскрибирования) – имя Цзян Цзеши стали произносить как Чан Кайши. Именно этот вариант произношения используется в нашей стране до сих пор.
В 1895 году, после смерти отца, материальное положение семьи значительно ухудшилось, и через 4 года 12-летний герой статьи вынужден был переехать к деду по матери. Ещё через три года, в возрасте 15 лет, по настоянию матери он заключил брак с 20-летней Мао Фумэй. Именно она родила ему единственного сына, но произошло это лишь в марте 1910 года, когда ей уже исполнилось 28 лет, а супругу было 22 с половиной года.

Чан Кайши с первой женой и матерью Ван Цайю, которая держит на руках внука – Цзян Цзинго
Пока же в 1903 году Цзян Чжунчжэн начал учиться в школе города Фэнхуа, а в 1906 году он отправился в Токио, где хотел поступить в военное училище. На учебу его не приняли, зато молодой китаец познакомился с доктором Сунь Ятсеном, который год назад создал революционную организацию Тунмэнхой («Союзная лига»). В Китае Сунь Ятсена и теперь называют «Конфуцием в реальной политике». Это знакомство во многом определило дальнейшую судьбу Чан Кайши. В знак решимости начать борьбу с Маньчжурской монархией в апреле 1906 года в Токио он срезал свою косу и отослал ее домой.
Кстати, Сунь Ятсен был кумиром также и юного Мао Цзэдуна, который, будучи школьником, написал ему письмо, в котором просил стать президентом Китая.
В 1907 году герою статьи всё же удалось поступить в военную школу – но уже китайского города Баодин.

Чан Кайши на фотографии 1907 г.
А после успешной сдачи экзамена по японскому языку он был направлен в японское пехотное училище Синбу, учеба проходила в 1908-1909 гг. В это время он стал членом Тунмэнхой. Закончив обучение, поступил в 19-й полк японской армии.

Чан Кайши в японской военной форме
Сунь Ятсен и Гоминьдан

Сунь Ятсен (стоит) – студент медицинского института Гонконга, фотография 1888 г.
Между тем, 10 октября 1911 года в Китае началось антимонархическое и антиманьчжурское Учанское вооруженное восстание. В нем приняли участие солдаты саперного батальона, двух пехотных полков и артиллерийского дивизиона. Уже 12 октября была захвачена вся провинция, жители которой в знак освобождения от власти маньчжуров массово обрезали косы. Лидеры восставших призвали другие провинции последовать их примеру, и к концу декабря о выходе из цинской империи заявили 18 областей центрального и южного Китая.
Учанское восстание стало первым этапом Синьхайской революции, в результате которой 12 февраля 1912 года было объявлено об отречении от трона 6-летнего императора Айсингьёро Пуи, за которым сохранялся титул, ежегодная «пенсия» в размере миллиона лянов серебром, дворцовый комплекс Запретного города и летний дворец Ихэюань. Временным президентом республиканского Китая стал Сунь Ятсен, но вскоре он вынужден был уступить этот пост генералу Юаню Шикаю, который, кстати, в 1916 году сам провозгласил себя императором, но вскоре отрекся от титула и умер в июне того же года.
Генерал Юань Шикай
Но вернёмся в 1911 год и увидим, что Чан Кайши вернулся в Китай и воевал под командованием выпускника японской полицейской академии Чэнь Цимэя. Он был назначен командиром полка и по приказу своего начальника организовал убийство авторитетного шанхайского революционера Тао Чэнчжана, после чего бежал в Японию, где издавал упоминавшийся выше журнал «Цзюнь Шэн».
А Сунь Ятсен 26 августа создал партию с «говорящим» Гоминьдан: Го – государство, Минь – нация, народ, Дан – партия. Провозглашенные им цели и задачи были следующими: сплочение народа, власть народа, благосостояние народа. В 1938 году Мао Цзедун заявил, что Сунь Ятсен должен рассматриваться как учитель китайских коммунистов, потому что первым осознал, что «винтовка рождает власть». В это же время Мао признавал Чан Кайши «законным руководителем Китая», но критиковал его за отход от принципов Сунь Ятсена.
Верный соратник Сунь Ятсена
Однако вернёмся назад и увидим, что бежавший из страны Чан Кайши на короткое время вернулся в Китай, но вынужден был снова вернуться в Японию. Окончательное возвращение на родину состоялось после начала I мировой войны. В 1915-1916 гг. он принял активное участие в шанхайских восстаниях против Юная Шикая. А в 1917 году Сунь Ятсен назначил его своим консультантом по военным вопросам. Наконец, после убийства Чэнь Цимэя (18 мая 1916 года) Чан Кайши фактически занял его место руководителя революционной организации Шанхая.
А 16 мая того же года родился Цзян Вэйго – в будущем офицер танковых войск Вермахта, а затем генерал армии Тайваня. Некоторые считали его внебрачным ребёнком Чан Кайши, но в 1988 году он заявил, что является приёмным сыном героя статьи.
Между тем, в апреле 1917 года Сунь Ятсен стал президентом Китая. В октябре 1918 года он назначил Чан Кайши командующим второй колонной Гуандунской армии, но в 1919 г. тот ушел в отставку, в которой находился до 1921 года. В июне 1922 года во время мятежа генерала Цзюнминя, Сунь Ятсен и Чан Кайши вместе укрывались на канонерской лодке «Юнфэн», что говорит о доверительных отношениях между основателем Гоминьдана и его будущим преемником. Забегая вперёд, скажем, что в 1924 году Чан Кайши разобьёт Цзюнминя и вынудит его бежать в Гонконг.
С этого времени Сунь Ятсен часто называл героя статьи своим младшим братом, и в кабинете Чан Кайши потом всегда на видном месте висел свиток с надписью, сделанной Сунь Ятсеном:
«Моему младшему брату Цзеши. Поднебесная — это наше общее достояние».

Чан Кайши на фото начала 1920 гг.
На другом свитке сам Чан Кайши написал любимое изречение древнего мыслителя Мэн-цзы:
«Жить, ощущая себя человеком Поднебесной во всей ее широте; занимать в Поднебесной положение того, кто известен своей справедливостью; идти по тому великому пути, который предусматривает Поднебесная; свои удачи делить с людьми, а свои неудачи переживать самостоятельно».
Военная помощь СССР
С 1923 года Сунь Ятсен начинает активно сотрудничать с коммунистами и Коминтерном. Более того, Гоминьдан тогда дважды пытался в Коминтерн вступить – но неизменно получал отказ. Возглавлявший эту организацию Г.Е. Зиновьев писал:
«Национально-освободительное движение угнетенных народов против империализма достигнет успеха только в том случае, если будет идти рука об руку с борьбой международного пролетариата против империализма».
Но коммунистов в Китае в то время было всего 15-20 тысяч человек (при населении около 400 миллионов человек) и относительно мало рабочих, а членами по-настоящему массовой партии Гоминьдан были даже представители буржуазии и небогатые помещики.
Хорошие отношения в то время были с СССР, Сунь Ятсен просил помощи в «формировании армии по образцу Красной армии», и летом 1923 года в Китай прибыла первая группа советских военных советников – 5 человек (летом 1924 года их было уже 25 человек, в марте 1927-го – 37). В открытой в 1924 году в городе Гуанчжоу военной школе Вампу в то время преподавали советские специалисты.
Кстати, речь, произнесенная во время ее открытия Сунь Ятсеном, позже была использована при написании гимна Тайваня.

Сунь Ятсен и Чан Кайши на церемонии открытия Вампуской военной академии, 1924 г.
Возглавить эту школу было поручено Чан Кайши, его заместителем стал Чжоу Эньлай – в будущем первый глава Государственного Совета КНР, занимавший этот пост до своей смерти в 1979 году. Уже к 1927 году здесь было подготовлено 4258 офицеров.
В качестве военной помощи в Китай советским правительством были направлены 40 тысяч винтовок и 42 миллиона патронов, 48 полевых орудий и 12 горных пушек, 10 тысяч ручных гранат, 230 пулемётов, 18 бомбометов и 3 самолёта. Прибывшие советские лётчики приняли активное участие в боевых действиях и по возвращении в СССР были награждены орденами Красного Знамени. А Чан Кайши в 1923 году занял пост начальника Генерального штаба войск Гоминьдана.
В том же году Чан Кайши был отправлен в Москву, где встречался с Л. Д. Троцким, руководителем Коминтерна Г. Е. Зиновьевым, народным комиссаром иностранных дел Г. В. Чичериным и стал учить русский язык.
Военное сотрудничество молодой Советской республики и Гоминьдана стремительно развивалось, и главным военным советником Сунь Ятсена стал небезызвестный В. К. Блюхер, который до того времени был комендантом Ленинградского укреплённого района и командиром-комиссаром Первого стрелкового корпуса. Он заменил первоначально назначенного на этот пост комкора П. А. Павлова, который утонул во время переправы через реку Дунцзян. Под именем Зоя Всеволодовича Галина (псевдоним образован от имен его детей и жены) Блюхер прибыл в Китай осенью 1924 г. и находился здесь до июля 1925 года.

Блюхер среди советских военных советников и командиров Гуанчжоуской армии, осень 1924 г.
Вернулся в мае 1926 г. и работал до августа 1927 года. По его инициативе был создан Военный совет при ЦИК Гоминьдана, в который вошел и Чан Кайши. Именно Блюхер занимался планированием Восточного похода Национально-революционной армии Китая (2 февраля – 21 марта 1925 года), во время которого была освобождена значительная территория на побережье Южно-Китайского моря. Затем он же фактически стал организатором и руководителем Северного похода 1926 года.
Отметим, что руководство СССР в то время выступило за активное сотрудничество китайских коммунистов с Гоминьданом, и многие члены даже вступили в эту партию – в том числе и Мао Цзедун.
Чан Кайши – преемник Сунь Ятсена
Между тем, 12 марта 1925 года от рака печени умер Сунь Ятсен, которому на тот момент ещё не исполнилось и 58 лет. В своем «Политическом завещании» он писал, обращаясь к советскому правительству:
«Я оставляю после себя партию, которая, как я всегда надеялся, будет в союзе с вами при выполнении своей исторической задачи освобождения Китая и других угнетенных народов от ига империализма... Поэтому я завещаю своей партии поддерживать с вами постоянный контакт. Я твердо уверен, что ваша поддержка моей страны останется неизменной. Дорогие товарищи, уходя из жизни, я выражаю надежду, что приближается тот день, когда Советский Союз будет иметь в лице свободного и сильного Китая своего друга и союзника, и что оба государства пойдут рука об руку как союзники в великой борьбе за освобождение всего человечества».
В 1940 году ему посмертно был присвоен титул «Отца нации». А в СССР именем Сунь Ятсена были названы улицы в Астрахани, Владимире, Уфе и Омске.

Нанкин, мавзолей Сунь Ятсена, открытый в 1929 г.
Фактическим преемником Сунь Ятсена стал Чан Кайши, который в 1926 году был избран членом ЦИК партии и выступил с предложением окончательного объединения страны военным путём. Дело в том, что после Синхайской революции 1911 года Китай вскоре оказался разделенным на несколько обособленных областей. В этих обстоятельствах Чан Кайши решил продолжить сотрудничество с СССР и в 1925 году даже отправил в Москву своего 15-летнего сына, который жил там под именем Николая Владимировича Елизарова (фамилию взял в честь приютившей его на некоторое время сестры Ленина Анны Ульяновой-Елизаровой). Однако знакомые обычно запросто называли его Коля-китаец.
Он вступил в комсомол, учился в только что образованном Коммунистическом университете трудящихся Китая, затем — в Военно-политической академии РККА, участвовал в коллективизации двух сел Зарайского района, с 1932 года работал на заводе «Уралмаш», в 1934 году стал редактором газеты «За тяжёлое машиностроение», в 1936 году его приняли в партию и он стал депутатом Районного совета.

Николай Владимирович Елизаров (Цзян Цзинго) в Свердловске
И, как мы уже говорили, в 1935 году заключил брак с 19-летней Фаиной Бахревой.

Молодые Цзян Цзинго и Фаина Бахрева
В СССР у этой пары родились двое детей – мальчик и девочка.

Цзян Цзинго с женой и детьми
По некоторым сведениям, в начале 1937 года его арестовали, однако в том же году он вернулся в Китай и, наконец, увиделся с матерью (которая погибнет во время японской бомбежки в 1939 г.), а отец сразу же назначил его губернатором одной из провинций.
Вернувшийся в Китай Цзян Цзинго и его отец Чан Кайши, фотография 1937 г.
В Китае сын Чан Кайши прославился тем, что категорически отказывался брать взятки, за что получил прозвище «большевик». Кстати, много лет спустя, на одной из пресс-конференций осенью 1987 года, президенту Китайской республики (Тайвань) Цзян Цзинго будет задан вопрос:
«Чему вы научились за свои 78 лет?»
Сын Чан Кайши, не задумываясь, ответил:
«Искоренять коммунизм!»
Но потом добавил:
«Это не относится к русским. Я их люблю!».
Русская невестка Цзян Цзинго его родственникам очень понравилась, в Китае она получила имя Цзян Фанлян – буквально «честная и добродетельная», родила ещё двух сыновей и умерла в 2004 году – в возрасте 88 лет. Своего мужа она пережила на 16 лет.
Любопытно, что своего второго, приемного сына, родившегося в Японии Цзян Вэйго, Чан Кайши отправил в Германию, где тот учился в Мюнхенской военной академии, получил право ношения значка «Эдельвейс» альпийских горных стрелков, однако стал танкистом.

Цзян Вэйго в Германии
Он участвовал в аншлюсе Австрии и завоевании Польши, после чего вернулся на родину.
Вернёмся к Чан Кайши, который 9 июля 1926 года стал главнокомандующим выступившей в Северный поход Национальной революционной армии Китая.

Командующий НРА Чан Кайши, 1926 г.
Его союзниками стали коммунисты, а в роли начальника генерального штаба и даже фактического главнокомандующего выступил упоминавшийся выше В. Блюхер. Именно он спланировал и организовал Северный поход, в результате которого в 1926 году были завоеваны провинции Хунань, Фуцзянь, Цзянси и Хубэй с очень важным городом Ухань, а в 1927 году были заняты Шанхай и Нанкин (этот город некоторое время был столицей вновь объединенного Китая). При этом, по воспоминаниям советских военных советников, никаких полководческих талантов Чан Кайши не имел, более того, запомнился своей трусостью. Блюхер утверждал, что Чан Кайши при первых же неудачах несколько раз пытался бежать с фронта, причем один раз от такого побега его удалось удержать лишь силой. Что касается его отношения к своему советскому «ментору», другие наши военные советники вспоминали, что Чан Кайши буквально «молился на Блюхера».
По возвращении в СССР В. Блюхер был награждён орденом Красного Знамени.
Сёстры Сун и вторая жена Чан Кайши
В 1927 году Чан Кайши развелся со своей первой женой и заключил брак с 29-летней Сун Мэйлин – дочерью богатого бизнесмена, которая получила образование в США. С этой женщиной он был знаком с 1920 года, и для того, чтобы жениться на ней, он даже принял христианство. Любопытно, что на свадебной церемонии играл оркестр русских музыкантов-эмигрантов.

Тесть героя статьи Чарли Сун (Сун Цзясу) в молодости
У Чарли Суна было три дочери, каждая из которых оставила свой след в истории Китая. Старшая Айлин была секретарем Сунь Ятсена и вышла замуж за самого богатого человека Китая (и потомка Конфуция в 75 поколении) – Кун Сянси, средняя Цинлин стала женой Сунь Ятсена, а младшая Мэйлин – супругой Чан Кайши.
Три сестры Сун: Айлин, Чинглин и Мэйлин

Свадебная фотография Сун Цинлин и Сунь Ятсена, 1916 г.
Сун Цинлин была младше Сунь Ятсена на 27 лет и дожила до 1981 года. В 1959-1975 гг. она занимала пост заместителя председателя КНР, была также председателем Общества китайско-советской дружбы, в 1951 г. получила Сталинскую премию «За укрепление мира между народами». У ее младшей сестры Мэйлин, новой жены героя статьи, также были нешуточные политические амбиции, в 1936-1938 гг. она даже была министром авиации, в 1937 году ее и Чан Кайши журнал Time назвал «людьми года».
Чан Кайши и Сун Цинлин на обложке журнала Time, 26 октября 1931 г.
Умерла она в 2003 году в США в возрасте 103 лет.
Отметим, что у Чан Кайши было также две гражданские жены, в официальный брак с которыми он так и не вступил.
В следующей статье мы продолжим рассказ о Чан Кайши.
- Рыжов В. А.
Обсудим?
Смотрите также: