Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Эволюция «Герани»: сильнее, умнее, живучее
Эксклюзив

Эволюция «Герани»: сильнее, умнее, живучее

443

В предыдущем материале Революция «Герани»: меняя облик войны мы рассмотрели феномен беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) камикадзе семейства «Герань», во многом изменившим (дополнившим) облик современного высокоточного оружия большой дальности. Поговорили о текущих и будущих объёмах выпуска этих изделий, а также об изменении тактики их применения – уходе с малых высот на большие.
Однако, это далеко не полный перечень изменений, которые претерпели БПЛА-камикадзе семейства «Герань» в процессе своей эволюции, и о которых мы сегодня поговорим.
Начнём с того, что они стали мощнее.

Увеличение могущества БЧ


Исходя из открытых данных, первые версии БПЛА-камикадзе «Герань-2» оснащались осколочно-фугасными (ОФ) боевыми частями (БЧ) массой порядка 50 кг. Казалось бы, это немало, для сравнения, масса боевой части снаряда реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Град» составляет 18,4 кг (включая 6,5 кг взрывчатого вещества), артиллерийский снаряд калибра 152 мм весит 44 кг (включая 7,8 кг взрывчатого вещества).
Однако то, что может быть достаточно для оружия тактического класса, не всегда приемлемо для оружия стратегического класса, к которому вполне можно отнести БПЛА-камикадзе семейства «Герань». Для сравнения, масса боевой части крылатых ракет (КР) комплекса «Калибр» составляет 500 кг, а у модифицированной авиационной КР Х-101 масса БЧ составляет порядка 1 тонны.

В процессе модернизации на БПЛА «Герань-2» была установлена ОФ БЧ повышенного могущества массой порядка 90-100 килограмм, при этом, возможно, несколько сократилась дальность полёта. Судя по всему, в настоящее время одновременно выпускаются БПЛА семейства «Герань» с БЧ различного могущества.

Впрочем, простым повышением могущества БЧ дело не ограничилось – судя по информации, размещённой в открытых источниках, для БПЛА-камикадзе семейства «Герань» были созданы также кассетные БЧ.

В материале Зажигательные боевые части для БПЛА-камикадзе всех типов: объективная потребность СВО мы говорили о целесообразности разработки для БПЛА-камикадзе зажигательных БЧ, которые могли бы эффективно применяться для полного уничтожения атакуемых объектов противника, особенно при нанесении совместных ударов с БПЛА-камикадзе, оснащённых ОФ БЧ. Даже ОФ БЧ массой порядка 90-100 кг в большинстве случаев не сможет уничтожить атакуемый объект полностью, тогда как при попадании зажигательной БЧ может начаться пожар, который в конечном итоге нанесёт значительно больший ущерб.
Что ж, по некоторым данным, зажигательные БЧ для БПЛА-камикадзе семейства «Герань» также уже созданы, и они достаточно «злые». Применение различных типов БЧ в составе БПЛА семейства «Герань» позволяет гибко использовать их для поражения объектов различного типа.
При групповой атаке БЧ одного типа будут дополнять и усиливать эффект от воздействия БЧ другого типа. Например, какое-либо важное сооружение может быть атаковано одним БПЛА-камикадзе типа «Герань-2» с ОФ БЧ, следом за ним в уже повреждённое здание влетит БПЛА-камикадзе с зажигательной БЧ, которая вызовет пожар, а БПЛА с кассетной боевой частью уничтожит и повредит технику и живую силу, расположенную поблизости. На части суббоеприпасов кассетной БЧ может быть установлена задержка на подрыв, что потребует от противника предварительного разминирования территории и затруднит тушение пожара.

Впрочем, в процессе своего совершенствования «Герани» стали не только «сильнее», но и «умнее».

Интеллектуализация борта


Изначально БПЛА-камикадзе семейства «Герань» были предназначены для поражения только стационарных целей, да и сейчас эта задача является приоритетной. Нанесение ударов по стационарным объектам с известными координатами осуществляется по сигналам спутниковых навигационных систем, которые могут быть дополнены инерциальной системой наведения и оптическими системами распознавания образов на конечном участке.
В БПЛА-камикадзе «Герань-2» изначально применялось управление по сигналам отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. Разумеется, для постановки помех системам навигации БПЛА-камикадзе противник стал использовать средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), как предоставляемые странами Запада, так и разрабатываемые самостоятельно, в результате чего их точность начала снижаться.

Нашим ответом стало совершенствование системы навигации «Гераней», в том числе приёмных модулей семейства «Комета». Противостояние «РЭБ – системы навигации» продолжается и по сей день, и конца ему не будет вплоть до того момента, пока не появятся принципиально незаглушаемые системы навигации на новых физических принципах (а такие уже разрабатываются).
Эволюция «Герани»: сильнее, умнее, живучее

Блок аппаратуры «Комета-М» из модуля УМПК
Следующим этапом стало появление на БПЛА-камикадзе семейства «Герань» обратной связи – противником были обнаружены обломки «Гераней» с установленными на них модемами сотовой связи и видеокамерами.
В такой конфигурации видеокамеры не позволяют управлять БПЛА-камикадзе в реальном времени, как FPV-дроном, зато можно получать разведывательные данные по ходу полёта БПЛА, а также понять, долетел ли БПЛА-камикадзе до своей цели. Также, теоретически, таким БПЛА-камикадзе можно выдавать / изменять целеуказание в полёте.

Существуют модификации БПЛА-камикадзе семейства «Герань», которые могут управляться уже как FPV-дроны, они применяются недалеко от линии боевого соприкосновения (ЛБС), в зоне досягаемости радиоканалов управления. По данным ресурсов противника, антенны связи установлены у них на законцовках крыльев – такие «Герани» могут эффективно поражать даже подвижные объекты.
Ну и, наконец, проходила информация о «Геранях», оснащённых спутниковыми терминалами системы Starlink. Такие изделия могут управляться как FPV-дроны на всей территории Украины и представляют особую опасность для противника, например, оператор может направить такой дрон точно в открытую створку ангара, в котором стоит истребитель F-16.
Проблема в том, что увеличение урона со стороны БПЛА-камикадзе семейства «Герань» привело к тому, что противник стал на них усиленно охотиться, используя все имеющиеся у него ресурсы.

Повышение защищённости


В предыдущем материале мы уже говорили о том, что для защиты от украинских мобильных патрулей, вооружённых мощными прожекторами и пулемётами с тепловизионными прицелами, «Герани» стали летать на максимально возможной для них высоте полёта, составляющей порядка трёх-четырёх километров.
Дополнительно были предприняты меры по снижению визуальной заметности дронов – если первые годы все «Герани» были белыми, то теперь их стали красить специальной краской, поглощающей свыше 90% падающего света – обнаружить такой БПЛА в темноте визуально значительно сложнее.

По информации, опубликованной в ряде ТГ-каналов, российские БПЛА-камикадзе большой дальности получили серийно производимую и устанавливаемую систему уклонения от атак FPV-перехватчиков противника. Суть этой системы состоит в том, что при обнаружении видеосигнала, исходящего от FPV-перехватчика противника, российский БПЛА автоматически совершает манёвр уклонения, резко изменяя направление и высоту полёта.

Дальность и время полёта FPV-дронов достаточно ограничены, особенно на большой высоте, так что у оператора противника есть всего несколько попыток. Ранее такие системы появились на наших разведывательных дронах.

Существуют и иные способы повышения защищённости БПЛА-камикадзе большой дальности семейства «Герань».
Например, в материале Буксируемые ложные цели для БПЛА «Герань-2» сократят эффективность украинских средств ПВО в 1,5–2 раза мы говорили о возможности применения для защиты БПЛА-камикадзе «Герань» от зенитных управляемых ракет (ЗУР) с радиолокационным наведением лёгких буксируемых ловушек, фактически представляющих собой уголковый отражатель, помещённый в пластиковый обтекатель.
При минимальной стоимости, массе и объёме изменений, вносимых в конструкцию БПЛА-камикадзе, буксируемые ловушки могли бы значительно снизить эффективность работы наиболее сложных зенитных ракетных комплексов (ЗРК) противника, кратно увеличив расход их дорогих и малочисленных ЗУР.

Ещё один способ мы рассматривали в материале Повышение защищённости разведывательных БПЛА от FPV-перехватчиков, где для защиты разведывательных БПЛА предлагалось размещение на них небольших комплексов бортовой самообороны, обеспечивающих функциональное подавление видеокамер атакующих FPV-дронов противника с помощью коммерчески доступных лазерных излучателей мощностью в несколько ватт. Такой комплекс бортовой самообороны может быть интегрирован с системой уклонения, о которой мы говорили выше.

На текущий момент в открытых источниках не появлялось информации о БПЛА того или иного типа с буксируемыми ложными мишенями или комплексами бортовой самообороны от FPV-дронов, но, как знать, может ещё появятся, в конце концов на большой высоте «Герани» тоже не сразу стали летать. И если реализация бортового комплекса самообороны является достаточно сложной задачей, то установка буксируемой ложной цели – это простой и недорогой способ защиты наших дронов.

Также потенциально можно значительно снизить заметность БПЛА-камикадзе семейства «Герань», поместив двигатель и винт-движитель под кольцевой обтекатель — импеллер. Импеллер или фенестрон (торговое наименование фирмы «Еврокоптер») несколько уменьшает КПД воздушного винта, однако при этом будут почти полностью экранированы горячие зоны поршневого двигателя, а отражение радиосигналов от вращающегося винта будет попадать на антенны радиолокационных станций (РЛС) ЗРК противника только в ограниченных углах наблюдения, со стороны передней и задней полусфер.


Разумеется, все вышеперечисленные решения несколько уменьшат дальность полёта БПЛА-камикадзе семейства «Герань» или массу боевой части. Однако, если дальность полёта у нас сейчас 1000–1500 километров, а работать нам надо на дальности до 500–700 километров, то не лучше ли поменять дальность на защищённость?
Кстати, периодически появляется информация и о более радикальных способах повышения защищённости БПЛА-камикадзе семейства «Герань», а именно об оснащении их ракетами «воздух-воздух». Тематика достаточно спорная по нескольким причинам. Во-первых, ракеты «воздух-воздух» имеют достаточно большую массу. Во-вторых, возникает вопрос, как определить момент атаки и выдать ракете целеуказание?

Впрочем, варианты решения есть, например, не ракеты «воздух-воздух», а «труба» переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК), и ставить их можно только на те модификации БПЛА-камикадзе семейства «Герань», на которые установлены средства обратной связи, например, терминалы Starlink.

Выводы


Вряд ли сейчас правильно говорить «БПЛА-камикадзе «Герань»», неважно, будет ли это «Герань-2» или какое-то иное обозначение. Реальность такова, что корректной формулировкой, судя по всему, остаётся только «БПЛА-камикадзе семейства «Герань»».
И в рамках этого семейства будут существовать различные «Герани» – наводящиеся по координатам, по радиоканалу и по спутниковой связи, с различной дальностью полёта, разными типами боевых частей и цветом корпуса, со средствами повышения выживаемости и без таковых. В совокупности рой «Гераней» различного типа обеспечит максимально эффективное воздействие на противника, с учётом типов атакуемых целей и решаемых задач.
Впрочем, это ещё не конец истории – в следующем материале мы рассмотрим различные способы радикального повышения скорости БПЛА-камикадзе семейства «Герань», что приближает их по характеристикам к «настоящим» крылатым ракетам, а также специфику запуска БПЛА-камикадзе «Герань» с различных платформ.
  • Андрей Митрофанов
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт triboona.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК