МиГ-19: я никуда не уходил. Продолжаем…
В истории авиации есть самолеты… и есть самолеты. Кто сегодня вспомнит Су-11 и Як-25? F-9 и F-94? Только специалисты-историки. А есть самолеты, имена которых напрочь вписаны в небо.
70 лет назад, в сентябре 1955 года, на вооружение ВВС СССР был принят сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Первый советский серийный сверхзвуковой истребитель, да и первый в мире, способный достигать скорости выше звука в горизонтальном полете.
В целом не то чтобы МиГ-19 очень сильно отличался от своих предшественников МиГ-15 и МиГ-17, но этот самолет являлся границей между разными эпохами мировой авиации. Первый самолет из второго поколения реактивной авиации в наших ВВС.
Стоит отметить, что МиГ-19 всего на год отстал от своего основного конкурента, North American F-100 Super Sabre, принятого на вооружение в 1954 году.
На удивление, МиГ-19 ни в чем не уступал американскому самолету (чего в США не ожидали), а в некоторых моментах и превосходил. Например, F-100 был вдвое тяжелее, что давало МиГ-19 такую свободу маневра, которая была реализована во многих воздушных боях. А три 23-мм пушки НР-23 были проверенным и надежным оружием. Кроме того, уже с модификации МиГ-23ПМ на самолете появились управляемые ракеты «воздух-воздух».

Практически с самого момента появления в ВВС СССР МиГ-19 стал участником различных боевых ситуаций. Правда, первые победы и первые потери начались только в 1060 году. И, к сожалению, первая потеря была от своих.
1 мая 1960 года в советское воздушное пространство вторгся американский самолет-разведчик U-2, пилотируемый капитаном Пауэрсом. Наглый американец пролетел от советско-афганской границы до Свердловска, где его и угомонили зенитчики с С-75. Но, к величайшему сожалению, под этот же залп попали и два МиГ-19, которые были подняты на перехват. Капитан Айвазян смог уйти из-под удара, а вот его ведомый лейтенант Сафронов, увы, был сбит и погиб.
Ровно через два месяца, 1 июля 1960 года, МиГ-19 одержал свою первую победу. Капитан Василий Поляков сбил разведчик RB-47Н Stratojet.
Вокруг этого инцидента нагородили много чего, дескать, американец начал отстреливаться от нашего самолета, потому так все и вышло, но на самом деле все было намного прозаичнее и в соответствии с регламентом.
Вот что рассказал полковник в отставке Василий Поляков корреспонденту «Комсомольской правды»:
«1 июля 1960 года я нес боевое дежурство во 2-й готовности на аэродроме под Мурманском… Меня подняли на нарушителя... Доложил: «Цель вижу. Что делать?» В ответ: «Подойти поближе и определить». Выполнил, приблизился со стороны правого крыла разведчика примерно до 30 метров и в соответствии с международными правилами подал ему сигнал: «Внимание! Следуйте за мной». Но RB-47 вместо выполнения команды попытался оторваться от меня… После явного неподчинения, видя, что шпион пытается покинуть наше воздушное пространство, я запросил КП: «Цель уходит. Что делать?» После продолжительной паузы последовала команда: «Уничтожить!» Я сделал два залпа, и RB-47 загорелся».
Единственное, что тут неясно, два залпа пушками или ракетами сделал капитан Поляков, но факт: такой здоровенной штуковине, как RB-47H Stratojet (90 тонн на взлете в варианте разведчика) хватило более чем.
И это был первый, но далеко не последний эпизод с участием МиГ-19 в годы «Холодной войны». Вообще таких эпизодов было более чем. Многие представители ВВС США, выйдя на пенсию, в мемуарах свидетельствовали о том, что МиГ-19 очень усложнил жизнь их разведывательной авиации.
В общем итоге, за срок службы МиГ-19 в составе ВВС СССР было сбито два самолёта (американских) и семь разведывательных аэростатов (это число вполне может быть и большим), не считая принуждённых к посадке. При этом был потерян один самолет, сбитый дружественным огнём с земли.
Довольно неплохой результат, но у МиГ-19 впереди была Война именно с большой буквы.
Вообще многие эксперты сопоставляют МиГ-19 с F-100 Super Sabre, и это справедливо, но основным соперником МиГ-19 в воздушных боях войны во Вьетнаме стали гораздо более продвинутые McDonnell Douglas F-4 Phantom II.
Об этом не слишком часто говорят, потому что во Вьетнаме воевали истребители, носившие название J-6, но тут стоит расставить точки над «и».
В 1956 году Советский Союз передал Китаю технологическую документацию на производство МиГ-19, оформил лицензионные соглашения и передал оснастку. И уже в следующем году был поднят в воздух первый МиГ-19П, собранный в Китае.
Итак, что это за самолет - Shenyang J-6? Это МиГ-19П/МиГ-19ПМ официально собранный в Китае по лицензии и отличавшийся от МиГ-19 только иероглифами на приборной доске и в прочих местах. Так что те, кто говорит, что МиГ-19 воевали в небе Вьетнама против «Фантомов», не ошибаются ни на миллиметр.
Конечно, технологически тот Китай очень сильно уступал северному соседу и на тот момент еще «старшему брату», так что двигатель WP-6 уступал оригиналу РД-9Б в первую очередь в плане надежности.
Но в целом выступление МиГ-19 в небе Вьетнама нужно признать весьма и весьма успешным. Китайские истребители сбили 19 американских самолетов, семь из которых были «Фантомы». С учётом собственных потерь в 5 машин – эффективность более чем приличная.
Китайская версия МиГ-19 в целом считается очень удачной и сильно повлиявшей на всё дальнейшее развитие китайской боевой авиации. Именно благодаря МиГ-19 Китай вышел на военный авиационный рынок, начав барыжить самолетом сперва регионально, а потом уже ни в чем себе не отказывая, ибо именно китайцы собственными силами смогли создать учебно-тренировочный самолет на базе МиГ-19, так называемую «спарку». В СССР такого самолета не было, а летчиков учили на МиГ-15УТИ.
Решив вопрос обучения, китайцы вломились на рынок и начали предлагать самолет, получивший лестные отзывы по итогам войны во Вьетнаме.
Первым покупателем стал Пакистан, получивший в общей сложности более 185 самолетов. Далее были:
- Бангладеш – 40 самолетов;
- Вьетнам – 40 самолетов;
- КНДР – более 100 самолетов;
- Кампучия – 16 самолетов;
- Ирак – 40 самолетов;
- Иран – 24 самолета;
- Танзания – 12 самолетов;
- Замбия – 12 самолетов;
- Судан – 9 самолетов;
- Албания – 70 самолетов;
- Египет – 100 самолетов;
- Сомали – 50 самолетов.
Да, практически все страны из этого списка уже отправили МиГ-19 на покой, но в ВВС Бангладеш еще эксплуатируют около 30 машин Nanchang Q-5, который представляет собой штурмовую версию J-6. ВВС Сомали имеют около 30 самолетов, в Судане после поставки еще 14 самолетов в 1981 году остается еще 8 машин, в Замбии уцелело 6 машин. Но главный эксплуатант на сегодня – ВВС КНДР, где в боеспособном состоянии находится около 100 машин.
То есть, по факту, МиГ-19 реально перешагнул 70-летний рубеж.
За все время ударного коммунистического труда китайские заводы изготовили более трех тысяч самолетов J-6 всех модификаций. Проданные, списанные, утерянные в результате боевых действий – и в результате рачительные китайцы на своих площадках в восточной части материкового Китая, в районах Шэньяна, Пекина, Цзинаня, Нанкина и Гуанчжоу (надо отметить, что некоторые такие площадки – внутрискальные, построенные в годы «холодной войны» в горах) сосредоточили около тысячи J-6. И, как отмечают сведущие в этом вопросе, основное большинство этой техники находится в работоспособном состоянии.
Возникнет, пожалуй, справедливый вопрос: а зачем Китаю столько старых самолетов?
Наверное, лучшим ответом будет «А на всякий случай». Хранились же у нас в лесочках под открытым небом на семи ветрах и под дождем и снегом сотни танков и БМП под славным городом Омск? Хранились. Т-54, Т-55, Т-62, БМП-1 и БТР-60ПБ – их там было очень много. И что осталось? Отдельные железки, которые еще не вывезли рачительные сборщики металлолома и не более того. Видимо, как раз тот самый «всякий случай» когда-то наступил.
И вот сперва, как вы помните, в 2021 году прошла информация о том, что китайские инженеры работают над изучением возможностей переделки старых реактивных самолетов в беспилотники. Ну а за изучением настала пора переделки. В результате трудов появился тяжелый БПЛА J-6W, который начали серийно производить на одном из предприятий аэрокосмического концерна Shenyang Aircraft Corporation (SAC).
Сегодня стало известно, какие изменения претерпел МиГ-19:
- убрали кресло пилота и систему жизнеобеспечения;
- демонтировали пушки;
- полностью убрали все радиооборудование, кроме БРЛС;
- внешние топливные баки тоже демонтировали.
Вместо этого J-6W оборудовали навигационной системой с отслеживанием рельефа местности и полноценным автопилотом. Плюс набор камер для передачи оптической информации. Естественно, с «приводом» от китайской спутниковой системы «Бейдоу».
Что получилось в итоге?
Действительно тяжелый (7 500 кг взлетного веса) беспилотник, способный, по мнению американских экспертов, решать довольно разнообразный комплекс задач:
- одноразовая ударная платформа с боеголовкой весом 500 кг;
- многоразовая ударная платформа, способная нести до 4-х бомб или ракет на подвеске;
- ложная мишень (сомнительно);
- разведчик.
Учитывая летные качества МиГ-19, беспилотник получается весьма интересный, достаточно посмотреть на его ЛТХ. И сравним с MQ-9 Reaper, поскольку этот беспилотник чем-то схож с J-6W.
Скорость все та же – 1 450 км/ч. Это больше, чем у любого аналогичного аппарата. Пока, по крайней мере. MQ-9 может развить максимум 400 км/ч, а вообще его крейсерская скорость – 250 км/ч, правда, тарахтеть так вот не спехом он может чуть ли не сутки.
Высота. 15 000 метров. Это тоже очень прилично. На уровне MQ-9 Reaper.
Дальность полета. 1 400 км. У «Жнеца» - 1 900 км, но все за счет скорости.
Вооружение. 500+ кг на внешней подвеске. MQ-9 берет больше, там до 1 700 кг.
Аппараты похожи, но применение их совершенно разное. «Жнец» возьмет больше веса и утащит дальше, но на это уйдет просто прорва времени. По меркам военного времени. 1 000 км китайский дрон пролетит менее чем за час, а американец будет лететь в зависимости от силы и направления ветра от 4-5 часов и далее.
Кроме того, не стоит забывать о средствах наблюдения и слежения у многих стран. Даже у хуситов, взявших моду ронять «Жнецов» по поводу и без оного, с этим все хорошо. О более развитых странах и говорить нечего, «Жнец» при всех его сильных сторонах прекрасно лоцируется и наблюдается, а уж уничтожается и подавно.
У китайского беспилотного МиГа все несколько сложнее в плане маскировки, потому что хоть крыло и меньше, 9 против 25 метров, но материалы, увы, из прошлого века. То есть, «светиться» на экранах радаров МиГ будет от всей своей души.
И, несмотря на все это, J-6W, в основе которого МиГ-19, имеет больше преимуществ на сегодняшний день, чем недостатков. И главный – МиГи уже есть. Для того, чтобы построить «Жнеца» надо 30 миллионов долларов и год работы. Сколько нужно времени, чтобы переоборудовать МиГ-19 в J-6W, китайцы, конечно, не скажут, равно сколько на этой уйдет юаней, но то, что они способны в ближайшие годы поставить на крыло армаду БПЛА с превосходными летными качествами, не вкладывая в это больших денег – это факт.
Американцев, скажем так, это беспокоит. И это понятно, с одной стороны МиГ-19 – самолет-ветеран, возраст службы которого достиг рубежа 70 лет. С другой стороны – как беспилотник J-6W просто прекрасен, более того, в мире сейчас практически нет беспилотников с такими характеристиками, как у модернизированного МиГ-19J-6W. А у Китая их будет много.
70 лет – это много?

Да, особенно для самолетов. Кто сегодня вспомнит Vought F-8 Crusader, единственный в мире серийный самолет с изменяемым в полёте углом установки крыла? Или Ил-54, бомбардировщик, который должен был сменить Ил-28, но не сменил? Ту-98? КС-135 «Стратотанкер»?
Их было много, самолетов, которые взлетели в небо и улетели в историю. А есть самолеты, которые взлетели, и нику особо не собираются. Ту-95, В-52, МиГ-19, МиГ-21, Ту-16, С-130 – они все еще в небе.
МиГ-19 в качестве беспилотника имеет шанс на третью (считая свою и J-6) жизнь именно благодаря своим сильным сторонам: небольшим размерам и приличным ЛТХ. А значит, у самолета есть все шансы отметить следующие «круглые» даты в качестве боевого летательного аппарата.
А что поделать, если в той стране умели строить самолеты? Только использовать это. Что, собственно, Китай и делает.
- Роман Скоморохов
- goodfon.ru, airwar.ru, pinterest.com
Обсудим?
Смотрите также: