FB-22 и FB-23: непройдёнными путями ВВС США
Разработка современной боевой машины – это длительный, сложный и дорогостоящий процесс. Нет ничего удивительного в том, что когда у конструкторских бюро и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) получается создать какое-то успешное изделие, то на его базе разрабатываются различные модификации, предназначенные для решения тех или иных задач.
Учитывая стоимость современных боевых самолётов, к авиации это относится в первую очередь, например, можно вспомнить фронтовой бомбардировщик МиГ-27, созданный на базе истребителя МиГ-23, а на базе фронтового бомбардировщика Су-24 был создан тактический разведывательный самолёт Су-24МР.
МиГ-23 и МиГ-27 (вверху), Су-24 и Су-24МР (внизу)
Куда больше модификаций было создано на базе истребителя-перехватчика четвёртого поколения Су-27 – это и двухместная версия Су-30, которая получила многочисленные экспортные версии, включая знаменитую индийскую Су-30МКИ, это и фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34, палубный Су-33, модификация поколения 4++ Су-35С, а ещё было множество опытных машин, не пошедших в серию, например, Су-27КУБ/Су-33УБ.
Су-27СМ3 и Су-35С (вверху), Су-34 и Су-27КУБ/Су-33УБ (внизу)
А что у вероятного противника?
Если говорить об истребителях четвёртого поколения F-15, F-16 и F-18, то эти машины также получили множество модификаций, а вот у истребителя пятого поколения F-22A Raptor с модификациями как-то не задалось. Конечно, то же самое можно сказать и о нашем многофункциональном истребителе Су-57, но эта машина появилась гораздо позже F-22A, так что у неё ещё всё впереди.
Впрочем, в своё время и у F-22A были перспективы стать чем-то большим, нежели просто истребитель, но, обо всём по порядку.
В марте 1999 года военно-воздушные силы (ВВС) США опубликовали белую книгу, в которой говорилось, что существующий парк стратегических бомбардировщиков B-52, B-1 и B-2 будет достаточен примерно до 2037 года. Однако такие сроки устраивали далеко не всех в Конгрессе и в руководстве ВВС США, в частности, предполагалось, что повышение численности и эффективности средств противовоздушной обороны (ПВО) у вероятных противников значительно увеличивали риски уничтожения любых самолётов, не оснащённых технологиями снижения заметности.
В качестве решения проблемы рассматривалась возможность создания некоего среднего – регионального бомбардировщика, способного частично взять на себя функции стратегических бомбардировщиков и обладающего повышенной выживаемостью на поле боя, в частности, предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) США были предложены три проекта – FB-22 компании Lockheed Martin, FB-23 компании Northrop Grumman и B-1R компании Rockwell.
Фактически ВВС США решили повторить трюк с тактическим бомбардировщиком F-111, когда они превратили его в «полустратегический» бомбардировщик FB-111A, выпущенный в количестве 76 машин (хотя изначально планировалась серия в 263 единицы).
Полёт пары FB-111A
FB-22
Проект бомбардировщика FB-22 компания Lockheed Martin предложила ещё в начале 2000-х годов, а в 2001 году были начаты исследования осуществимости проекта FB-22 в целом. Основной задачей FB-22 рассматривалось проникновение в воздушное пространство противника, плотно прикрытое средствами ПВО, для нанесения ударов по наземным целям. При этом FB-22 должен был сохранять возможность борьбы с воздушными целями.
Для этого компания Lockheed Martin разработала несколько концепций, которые предусматривали значительные изменения фюзеляжа и крыльев, сохраняя при этом большую часть бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) исходного истребителя F-22A.
В первом варианте, обозначенном как FB-22-1, Lockheed Martin удлинила и расширила фюзеляж, чтобы увеличить внутренние отсеки вооружений, тогда как общая аэродинамическая схема осталась неизменной.
В последующих известных итерациях, обозначенных как FB-22-2, FB-22-3, FB-22-4, хвостовое горизонтальное оперение было удалено, фактически FB-22 стал строиться по схеме «бесхвостка», при этом разработчики рассматривали возможность установки треугольно-ромбовидных крыльев с различной стреловидностью по передней и задней кромке. Увеличение размаха крыльев позволяло значительно повысить дальность полёта FB-22 как за счёт увеличения подъёмной силы, так и за счёт размещения дополнительных запасов топлива в баках, размещаемых в крыле.
Передняя часть фюзеляжа всех модификаций FB-22 была удлинена для размещения второго пилота – оператора вооружений. Унификация F-22A и FB-22 по БРЭО и программному обеспечению должна была достигать 80%. По некоторым данным, было создано не четыре, а шесть версий FB-22, но достоверная информация о них отсутствует.
Боевая нагрузка во внутренних отсеках FB-22 должна была составлять 6800 килограмм, а при размещении вооружений на внешних пилонах – 13 600 килограмм. При этом для FB-22 планировалась разработка малозаметных «гранёных» внешних контейнеров для вооружений, размещаемых под крылом, в частности, в них должны были помещаться такие крупногабаритные авиабомбы, как GBU-37.
Сброс противобункерной авиабомбы GBU-37 с бомбардировщика B-2A
По сравнению с исходным F-22A боевой радиус FB-22 был почти утроен – с 1100 километров до более чем 3000 километров, дополнительно он мог быть ещё более увеличен за счет использования подвесных топливных баков.
Основным режимом полёта являлся дозвуковой, хотя наличие форсажных камер в оптимизированных для дозвукового полёта турбореактивных двигателях Pratt & Whitney F119 допускало и возможность броска на сверхзвуковой скорости. Предполагаемая максимальная скорость различалась в зависимости от варианта исполнения – от 1,5 Маха для FB-22-4 с его максимально большой площадью крыла до 1,92 Маха у FB-22-2.
Изображение FB-22-4
Для самообороны от самолётов противника FB-22 должен был нести ракеты AIM-9 Sidewinders и AIM-120 AMRAAM.
Тематика регионального бомбардировщика заинтересовала не только компанию Lockheed Martin, но и их конкурента – компанию Northrop Grumman, ранее проигравшую конкурс на малозаметный истребитель пятого поколения со своим прототипом YF-23.
FB-23
Скорее всего, у регионального бомбардировщика FB-23 компании Northrop Grumman заведомо было меньше шансов по сравнению с FB-22, поскольку в этом случае терялась унификация, и ВВС США пришлось бы фактически создавать ещё один самолёт пятого поколения – не стоит обольщаться, прототип YF-23 – это всего лишь прототип, ему далеко до серийного изделия.
С другой стороны, компания Northrop Grumman является разработчиком и поставщиком стратегических бомбардировщиков B-2, так что наверняка имелась вероятность того, что они могли продавить проект FB-23 по своим каналам.
Изображение FB-23
Впервые компания Northrop Grumman предложила ВВС США разработать региональный бомбардировщик FB-23 на базе отклонённого проекта самолёта пятого поколения F-23 ещё в 2004 году. Кстати, существует мнение, что выбор самолёта F-22 был ошибкой, что потенциал у F-23 был значительно выше, а ВВС США просто выбрали более консервативную модель для того, чтобы минимизировать возможные риски.
Макет FB-23
Также есть мнение, что правительство США решило поддержать компанию Lockheed Martin, поскольку Northrop Grumman уже получила значительные средства по программе бомбардировщика B-2 – это вполне в традициях США, «не складывать все яйца в одну корзину», поддерживая сразу несколько производителей, обеспечивая их взаимную конкуренцию.
В СССР тоже был развит подобный подход, и отказ от него ни к чему хорошему не приведёт – фирму МиГ необходимо реанимировать, например, путём закупок хотя бы сотни МиГ-35, созданием перспективного самолёта МиГ-41 или глубоко модернизированного МиГ-31.
Как и в проекте FB-22, перспективный FB-23 должен был иметь двухместную кабину. Общие очертания и компоновка планера должны были бы быть такими же, как и у исходного YF-23, но значительно увеличиться в размерах – почти на треть, до 30 метров против исходных 20 метров у YF-23. Радиус действия должен был составлять порядка 3000 километров с полезной нагрузкой 4540 килограмм во внутренних отсеках.
В общем, судя по всему, FB-23 должен был значительно сильнее отличаться от YF-23, чем FB-22 должен был отличаться от F-22A, став уже чем-то типа нашего Ту-22М3.
Других подробностей о региональном бомбардировщике FB-23 нет, судя по всему, его глубокая проработка не производилась из-за низких шансов на реализацию проекта.
B-1R
О проекте регионального бомбардировщика B-1R компании Rockwell мы упомянем вскользь, поскольку эта машина несколько выбивается из рассматриваемой темы.
Если FB-22 и FB-23 – это развитие тактический боевых самолётов, то B-1R – это попытка создания регионального бомбардировщика на базе стратегического B-1B, путём перевода его на ТРД F119 Pratt & Whitney от истребителя F-22 Raptor, установки на него радиолокационной станции (РЛС) с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), ввода в состав его боекомплекта ракет класса «воздух-воздух», а также расширения номенклатуры применяемых вооружений.
Очевидно, что такая машина была бы не дешевле, а, скорее всего, ещё и дороже исходного стратегического бомбардировщика B-1B и получила бы от него в наследство все проблемы с эксплуатацией, при этом на какое-то увеличение живучести рассчитывать не приходилось, так что проект B-1R, судя по всему, серьёзно даже и не прорабатывался.
Так себе идея – попытаться превратить «стратег» в тактический бомбардировщик
Единственное, что стоит отметить, что уже тогда стали задумываться о том, чтобы сделать бомбардировщики более живучими, придав им возможность работы по воздушным целям и оснастив мощными РЛС с АФАР.
В наше время РЛС с АФАР и ракеты «воздух-воздух», скорее всего, появятся в составе бортового комплекса вооружений новейшего американского стратегического бомбардировщика B-21 Raider, который и стал создаваться взамен закрытых программ FB-22, FB-23 и B-1R.
Возникает вопрос, а насколько боевые машины такого формата могут быть востребованы в наши дни?
Шестое поколение
Если посмотреть на ту информацию о самолётах шестого поколения, что имеется в открытом доступе, то можно увидеть, что их размерность может несколько возрасти, по крайней мере, речь идёт о тяжёлых двухдвигательных самолётах.
В частности, США нужен самолёт, способный оперировать на большом удалении от мест базирования, на тихоокеанском театре военных действий – разумеется, мы понимаем, что речь идёт о противостоянии с Китаем.
Из презентации американского истребителя шестого поколения F-47
В свою очередь, в КНР также понимают, что в случае конфликта им придёт атаковать американские военные базы, находящиеся на большом удалении, поэтому среди летающих прототипов самолётов шестого поколения имеются достаточно крупные модели, скорее всего, как раз и способные решать задачи «региональных бомбардировщиков».
Chengdu J-36, оснащённый тремя ТРД, – это один из прототипов китайской программы разработки самолётов шестого поколения, предположительно, он предназначен для завоевания превосходства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным и надводным целям. Аналитики предполагают, что J-36 может быть либо прототипом истребителя шестого поколения, либо прототипом регионального бомбардировщика, ранее известного как JH-XX
Справочно, из англоязычной wikipedia:
«Руководство ВВС США считает этот самолет истребителем завоевания превосходства в воздухе «шестого поколения». Другие расходящиеся мнения полагают, что самолет может быть тяжелым истребителем, истребителем-бомбардировщиком, перехватчиком, бомбардировщиком или ударным самолетом, учитывая его большой размер, удлиненный грузовой отсек и аэродинамическую оптимизацию, направленную на скорость и дальность полета.
Аналитики также предупредили, что помещение J-36 в традиционную семантику, такую как «бомбардировщик», может быть упрощением, которое не отражает роли и возможностей, которые J-36 будет представлять в контексте будущей воздушной войны и стратегии.
Билл Свитман, пишущий для Австралийского института стратегической политики, предположил, что J-36 может служить в качестве сверхзвуковой стартовой платформы для ракет большой дальности и центра управления для других пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, и что общие размеры и летные характеристики J-36 следует отнести к новой категории самолетов, которую он назвал «воздушный крейсер» (вспоминаем материал Что есть B-21 Raider: от B-52 stealth до «летающего эсминца»).
Джастин Бронк из Королевского института объединенных оборонных исследований (RUSI) предположил, что большие пилотируемые самолеты могут предложить уникальные стратегические преимущества Китаю и США в Индо-Тихоокеанском регионе, который имеет ограниченные передовые базы и растущие угрозы со стороны ракет, беспилотников и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ)»
Аналитики также предупредили, что помещение J-36 в традиционную семантику, такую как «бомбардировщик», может быть упрощением, которое не отражает роли и возможностей, которые J-36 будет представлять в контексте будущей воздушной войны и стратегии.
Билл Свитман, пишущий для Австралийского института стратегической политики, предположил, что J-36 может служить в качестве сверхзвуковой стартовой платформы для ракет большой дальности и центра управления для других пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, и что общие размеры и летные характеристики J-36 следует отнести к новой категории самолетов, которую он назвал «воздушный крейсер» (вспоминаем материал Что есть B-21 Raider: от B-52 stealth до «летающего эсминца»).
Джастин Бронк из Королевского института объединенных оборонных исследований (RUSI) предположил, что большие пилотируемые самолеты могут предложить уникальные стратегические преимущества Китаю и США в Индо-Тихоокеанском регионе, который имеет ограниченные передовые базы и растущие угрозы со стороны ракет, беспилотников и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ)»
Увеличение размерности может быть связано не только с необходимостью увеличения радиуса действия, но и увеличения боекомплекта во внутренних отсеках. Проблема современных малозаметных самолётов пятого поколения в том, что в режиме малозаметности они несут в три-четыре раза меньше ракет «воздух-воздух», нежели их предшественники четвёртого поколения, не говоря уже о боеприпасах класса «воздух-поверхность».
Конечно, можно использовать внешние подвески, но тогда резко увеличивается заметность, а с «гранёными» подкрыльевыми контейнерами для вооружений, судя по всему, как-то не задалось.
Выводы
Как мы видим, решись в своё время США на реализацию программ FB-22 или FB-23, и они могли получить бы достаточно интересную машину, во многом превосходящую «классические» истребители пятого поколения в ряде сценариев.
В чём-то FB-22 или FB-23 могли бы даже иметь предполагаемые возможности перспективных боевых машин шестого поколения – ведь сейчас оказались востребованы и большой радиус полёта, и вместительный отсек (отсеки) вооружений, то есть всё то, что могло бы быть реализовано в FB-22 или в FB-23 ещё лет десять тому назад.
Очень впечатляет концепт FB-23, по крайней мере субъективно...
Исходя из изложенного, возникает вопрос, могут ли быть востребованы подобные машины в Воздушно-космических силах (ВКС) России?
- Андрей Митрофанов
Обсудим?
Смотрите также: