Шантаж транзитом: «Нафтогаз» повысит «Газпрому» тарифы  


Шантаж транзитом: «Нафтогаз» повысит «Газпрому» тарифы  

Руководство «Нафтогаза Украины» наметило повышение тарифов на транзит природного газа из России через украинскую ГТС уже в текущем году. На сохранение текущих условий компания готова только в случае, если на протяжении ближайшего 10-летия российский концерн «Газпром» будет обеспечивать прокачку через украинскую трубу на 20 процентов больше сырья, чем в настоящее время.

Эксперты отмечают, что у новых требований украинского «Нафтогаза» на самом деле нет ничего общего с нынешней реальностью, и речь идет здесь скорее о политическом популизме, нежели о готовности к по-настоящему серьезному переговорному процессу.

Итак, «Нафтогаз» повышает ставки в своем споре с газовой монополией России. В виде аргумента на этот раз украинская компания решила использовать тариф на прокачку «голубого» топлива российского производства через собственную газотранспортную систему. Украина выступила с предложением о сохранении его на текущей отметке в течение 2020-2028 годов, если российский холдинг возьмет на себя обязательство прокачивать через украинскую трубу не меньше 110 миллиардов «кубов» сырья ежегодно.

Соответствующее предложение зампред правления «Газпрома» Александр Медведев получил от коммерческого директора «Нафтогаза Украины» Юрия Витренко. Потребности российского концерна в украинском транзите на данный момент намного ниже тех, что заявлены. По результатам прошлого года объем транзита российского сырья через украинскую территорию достиг отметки в 93,5 миллиарда, в 2016-м он составил 82,2 миллиарда кубометров, а в предыдущие несколько лет — и того меньше.

«Нафтогаз» предложил «Газпрому» или самостоятельно бронировать мощности украинской ГТС, или же бронирование их клиентами российского монополиста. По сути, это означает сдачу «голубого» топлива компанией «Газпром» на восточной границе украинского государства. Российскую сторону это категорически не устраивает – в «Газпроме» настаивают на том, что газ должен быть российским на всем пути через территорию Украины.

Другие варианты


Еще одним вариантом является реализация природного газа на восточной украинской границе с обратной закупкой данного объема на западной, то есть речь идет о так называемом газовом свопе. При таком сценарии плату за транзит сырья будут оформлять как маржу между сделками.






«Нафтогаз Украины» настаивает, кроме прочего, и на повышении тарифов на прокачку газа из России уже в 2018–2019 годах. Текущая плата чересчур занижена – убеждена украинская сторона. В своем требовании она апеллирует к вердикту арбитражного суда Стокгольма по спору о транзите.

В феврале текущего года международные арбитры постановили, что Россия должна придерживаться своих контрактных обязательств в полном объеме, а «Нафтогазу» она обязана выплатить при этом так называемую «транзитную» сумму в 4,63 миллиарда долларов. Как мы сообщали ранее, учитывая зачет в рамках предыдущего решения по поставкам газа, сумма составила 2,56 миллиарда.
Шантаж транзитом: «Нафтогаз» повысит «Газпрому» тарифы  

«Газпром» оспорил решение Стокгольмского арбитража, обратившись с иском о расторжении текущих контрактов на поставки и транзит топлива. «Нафтогаз» привел следующие расчеты: в связи с тем, что прокачка демонстрирует меньшие объемы, чтобы получить от «Газпрома», что называется, по максимуму, необходимо повышение тарифа на треть. Соответствующее уведомление российский газовый монополист получил от украинской стороны 13 марта.

«Теоретически в одностороннем порядке повысить тариф украинская компания может, — констатировал аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко. — Однако, что дальше? В любом случае «Газпром» будет осуществлять выплаты в рамках старого тарифа. Транзит никто не прекратит, между тем, «Нафтогаз» учтет новую (как он полагает) задолженность с российской стороны. Дальше последует теоретически очередной арбитражный суд, вот только исход окажется здесь вовсе не в пользу «Нафтогаза Украины», поскольку даже последнее и невыгодное «Газпрому» решение Стокгольма в части тарифов оставило общее положение дел в рамках ныне действующего контракта».

В сложившихся на сегодня условиях стороны будут пытаться договориться о новом контракте на осуществление транзита — после 2019-го. Руководитель российского «Газпрома» Алексей Миллер не так давно подчеркивал, что транзит через украинскую ГТС после следующего года может быть сохранен на уровне 10-15 миллиардов «кубов» ежегодно, если с украинской стороны прозвучат обоснования его эффективности с экономической точки зрения.

Читайте также: «Нафтогаз» оценил оператора ГТС Украины в $12,5 млрд

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: