ОАО РЖД заинтересовано в создании единого агрегатора железнодорожных и автобусных билетов, следует из концепции комплексного развития автобусных перевозок в РЖД, датируемой 2018 годом (копия есть у “Ъ”). В пресс-службе РЖД не опровергли подлинность документа, но отметили, что он не актуален, не утвержден и не выносился на совет директоров. При этом представитель госкомпании подтвердила, что «РЖД ведет работу по созданию единой платформы, которая в том числе выступит агрегатором продажи билетов на автобусы». «Уже разработан и утвержден типовой стандарт по организации комплексного обслуживания пассажиров с использованием различных видов транспорта. ОАО РЖД совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ определен перечень вокзальных комплексов и остановочных пунктов, имеющих потенциал для организации и развития мультимодальных перевозок»,— уточнили в пресс-службе.
В концепции рассматривается в том числе предполагаемая финансово-экономическая модель проекта, риски и текущее состояние рынка автобусных перевозок. Реализовать проект предлагается в два этапа и прийти к тому, что холдинг или его дочерняя структура «будет осуществлять консолидацию мощностей операторов и управление местами, управление расписанием и маршрутами» автобусных перевозок.
Ссылаясь на данные экспертов, концепция оценивает оборот только межрегиональных и пригородных перевозок в сумму до 300 млрд руб. в год.
В то же время для рынка характерны фрагментированность, наличие серых перевозчиков (их доля оценивается в 10–23%) и «давление» со стороны личного автотранспорта и райдшеринговых сервисов как конкурентов. Впрочем, авторы концепции видят потенциал для госкомпании: «Консолидация, будучи следующим этапом развития рынка, наряду с возможными изменениями в регуляторном поле создает "окно возможностей" для такого крупного национального игрока, как ОАО РЖД».
Единая платформа для продажи билетов на оба вида транспорта уже тестируется рядом структур РЖД, например Московско-Тверской пригородной пассажирской компанией и Северо-Западной пригородной пассажирской компанией. По итогам 2018 года организовано 110 мультимодальных маршрутов с участием пригородных пассажирских компаний и автобусных перевозчиков, которыми воспользовались около 170 тыс. пассажиров, сообщили в пресс-службе РЖД. Билеты на такие поездки приобретались пассажирами в кассах на железнодорожных вокзалах и остановочных пунктах, электронная функциональность пока не реализована.