Океаны могли украшать Венеру, прежде чем она стала адской планетой
Венера может быть одним из самых ярких и красивых объектов на нашем ночном небе, но в действительно это не совсем так. Наша соседняя планета крайне негостеприимна для жизни в том виде, в каком мы ее знаем. Сейчас она представляет собой ядовитый, палящий мир, куда никогда не ступала нога человека.
Тем не менее, несмотря на различия в обитаемости, Венера имеет поразительное сходство с Землей. Обе планеты имеют примерно одинаковый размер, массу и плотность, а также очень похожий состав. Возникает вопрос: может ли Венера когда-либо быть обитаемой?
Если у Венеры когда-либо все же были пригодные для жизни условия и жидкая вода на ее поверхности, то, как показало исследование показало, это было очень давно и длилось относительно короткий период времени. Потом же планета превратилась в тот засушливый мир, которым она является сегодня.
Ученые-планетологи Чикагского университета Александра Уоррен и Эдвин Кайт смоделировали историю атмосферы Венеры, чтобы определить скорость и механизмы потери кислорода. Они выяснили, что, что если на планете когда-либо была жидкая вода (в чем некоторые ученые сомневаются), то это. было более 3 миллиардов лет назад.
Теперь это совсем другая Венера. Там очень сухо и очень мало кислорода. Его атмосфера на 96 процентов состоит из углекислого газа и на 3 процента из азота со следами других газов, таких как двуокись серы.
Его атмосфера чрезвычайно плотная, давление более чем в 90 раз превышает земное, его сотрясают сильные ветры и серные дожди.
И поскольку его атмосфера настолько плотная, тепло не может уйти. Венера имеет самую высокую температуру поверхности среди всех планет Солнечной системы, в среднем 464 градуса по Цельсию (867 градусов по Фаренгейту).
Ранее в истории Солнечной системы, когда Солнце было более тусклым, Венера могла быть более умеренной, с озерами и океанами жидкой воды.
Планетологи хотят знать, как и почему Венера стала такой, какая она есть сейчас. Поскольку Венера очень похожа на Землю — некоторые климатические модели предполагают, что на Венере могла быть вода менее миллиарда лет назад, — изучение ее истории может помочь нам выяснить, насколько вероятно, что наша родная планета идет по тому же пути.
Недостаток кислорода в атмосфере Венеры немного озадачивает. Если бы на планете когда-либо был жидкий океан, когда Венера нагревалась, эта вода испарялась бы в атмосферу и распадалась на водород и кислород посредством фотодиссоциации — химической реакции, запускаемой солнечным светом.
Водород уйдет в космос, а кислород останется. Уоррен и Кайт хотели знать, куда уходит кислород, поэтому построили модель на основе обитаемой Венеры. Они поместили океаны воды на поверхность Венеры, добавили механизмы, которые могут способствовать потере кислорода, и настроили такие параметры, как количество воды и временные рамки, в которых она может присутствовать.
Они запустили модель почти сто тысяч раз и сочли ее успешной, если концентрации кислорода, воды и угарного газа в конце запуска были в пределах верхних пределов для этих газов в сегодняшней венерианской атмосфере. В конце концов, лишь небольшой процент запусков моделей был успешным и показал некоторые интересные тенденции.
Одна из возможностей состоит в том, что кислород с Венеры начал соединяться с углеродом, испускаемым вулканами, с образованием углекислого газа, но это казалось маловероятным.
Скорее всего, кислород постигла одна из двух судеб: он просочился в космос или попал в ловушку окисляющей магмы, такой как базальт, на поверхности планеты. А океаны должны были высохнуть не позднее 3 миллиардов лет назад.
Но степень прошлой вулканической активности на Венере может быть ограничена количеством радиоактивного аргона, все еще присутствующего в атмосфере планеты. Определив, насколько активным был вулканизм Венеры в прошлом, ученые смогли оценить, сколько воды могло быть на планете.
Ответ не очень хороший. Океаны Венеры могли быть не глубже 300 метров. Это менее 10 процентов от средней глубины океана Земли.
Таким образом, результаты примиряют недостаток кислорода в нынешней атмосфере Венеры с возможными ранними обитаемыми условиями, но исследователи говорят, что разница очень мала.
Этот зазор становится еще меньше, если принять во внимание поступление аргона. Менее 0,4 процента запусков были успешными, учитывая всю текущую атмосферу Венеры.
Обсудим?
Смотрите также: