Представлена реконструкция Пилтдаунского человека – одной из величайших научных мистификаций в истории
Скандал с Пилтдаунским человеком, возможно, является величайшим научным мошенничеством, когда-либо совершенным в Великобритании, когда фальшивые окаменелости выдвигаются в качестве доказательства существования нашего самого раннего предка. Весьма вероятно, что для создания подделок, которые до сих пор хранятся в Музее естественной истории, использовался экземпляр орангутанга и как минимум два человеческих скелета. Теперь недавнее открытие показало, что «Пилтдаунский Мужчина» может с тем же успехом называться «Пилтдаунская Женщина», благодаря переоценке костей, использованных в подделке.
Между 1912 и 1914 годами палеонтолог музея Артур Смит Вудворд и антиквар-любитель Чарльз Доусон объявили об открытии окаменелостей в Пилтдауне в Сассексе. Предположительно, это было новое эволюционное звено между обезьянами и людьми. Они указали на вид, имеющий как обезьяноподобную челюсть, так и большую черепную коробку, как у современного человека. Считалось, что это могло быть недостающим звеном в эволюции человека. Перед своей смертью в 1916 году Доусон утверждал, что обнаружил дополнительные доказательства в еще одном месте.
Опубликованное через 100 лет после смерти Доусона исследование 2016 года показало, что подделки были созданы с использованием ограниченного числа образцов, причем все они были изготовлены с использованием последовательного метода, что позволяет предположить, что преступник действовал в одиночку.
Подделки на десятилетия помогли сбить с толку изучение антропологии. Хотя с самого начала возникли сомнения, научному сообществу потребовалось 40 лет, чтобы признать, что останки были изменены, чтобы казаться древними, и были подброшены на эти места.
Несмотря на то, что «пилтдаунский человек» является вымышленным объектом, команда, в которую входит судебно-медицинский эксперт по реконструкции и 3D-иллюстратор Цицеро Мораес, взялась за задачу визуализации этого фальшивого гоминида.
Мораес создал цифровое представление черепа существа, объединив сканы черепов человека, орангутанга и шимпанзе. Впоследствии он модифицировал и скорректировал маркеры мягких тканей человеческого лица, чтобы они соответствовали этой модели черепа. Используя свой творческий опыт, Мораес затем добавил такие детали, как оттенок кожи и волосы. Конечным продуктом является уникальная реконструкция лица несуществующего вида человекообразных обезьян, возраст которого предположительно составляет полмиллиона лет.
В ходе детального исследования, проведенного Мораесом и его командой при сборе данных для реконструкции, они поняли то, что раньше оставалось незамеченным.
«Используя данные оригинальной презентации и последующих статей, мы сравнили челюсти с другими приматами. Мы обнаружили почти идеальную совместимость с самкой орангутанга. Объединив это с черепом с очень тонкими чертами, мы можем получить не мужскую особь, а женскую», — заявил Мораес.
Мораес объяснил, что, сломав кости и переставив их, фальсификатор создал иллюзию.
«Соединив части вместе, в несколько разных положениях и с разными поворотами, в результате получился череп, который стал «недостающим звеном» между человеком и обезьяной», — объясняет он.
На основе собранных данных Мораес и его команда создали подобие «человека-обезьяны», которого никогда не было.
Несмотря на этот интересный новый поворот, именно исследование, опубликованное в журнале Royal Society Open Science в 2016 году, действительно открыло завесу над деталями того, как была осуществлена мистификация.
Исследование было проведено междисциплинарной командой из учреждений Ливерпуля, Лондона, Кембриджа и Кентербери с использованием новейших научных методов для проверки пилтдаунских образцов, чтобы узнать больше о том, как была сделана подделка.
Анализ ДНКпоказал, что и клык из первого пилтдаунского участка, и коренной зуб из второго участка, вероятно, произошли от одного орангутанга, наиболее близкого родственника орангутанов, населяющих сейчас юго-запад Саравака (Борнео). Кроме того, форма моляра из второго пилтдаунского участка почти наверняка принадлежали другой стороне челюстной кости, посаженной в первый участок.
3D-рентгенография (микро-КТ) показала, что многие кости и зуб были заполнены пилтдаунским гравием, а отверстия закупорены мелкой галькой. Отверстия в костях черепа были заполнены зубной замазкой, которую также использовали для вправления зубов на челюсти и для восстановления одного из зубов, который развалился во время стачивания.
Доктор Лора Бак, соавтор статьи из отдела биологической антропологии Кембриджского университета, прокомментировала важность проекта. «Даже сегодня, спустя более ста лет после совершения Пилтдаунского мошенничества, оно остается актуальным из-за огромного влияния, которое оно оказало на ход палеоантропологических исследований в начале двадцатого века».
«Ископаемые человеческие останки из Африки, такие как ребенок из Таунга из Южной Африки, в основном игнорировались, когда их впервые находили, потому что они не соответствовали предвзятым представлениям о том, как мог выглядеть древний родственник человека, основанным на пилтдаунском человеке. Это служит важным напоминание сегодняшним исследователям о необходимости изучать то, что есть, а не то, что, по нашему мнению, должно там быть», — сказала Бак.
Доктор Изабель Де Гроот из Ливерпульского университета Джона Мурса и ведущий автор статьи считает, что результаты указывают на однозначный вывод: «Хотя несколько человек были обвинены в производстве фальшивых окаменелостей, наш анализ, позволяющий понять образ действий, показывает согласованность между всеми разные экземпляры и на обоих сайтах. Из нашего анализа становится ясно, что вся эта работа, скорее всего, была выполнена одним фальсификатором: Чарльзом Доусоном».
Обсудим?
Смотрите также: