«Инклюзивный спорт для всех»: два года успешного развития
Игры Специальной Олимпиады стали не только демонстрацией силы духа атлетов, они показали, что при профессиональном подходе каждый человек, вне зависимости от своих стартовых данных, может найти себя и добиться отличных результатов как в спорте, так и в жизни. Именно это и является глобальной целью всех спортивных соревнований для людей с особенностями развития, проводимых Специальной Олимпиадой России.
Важным направлением Специальной Олимпиады России в этом отношении стала программа «Инклюзивный спорт для всех», реализуемая при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Программа рассчитана на три года и включает в себя 15 регионов России, от Востока до Запада: республики Дагестан, Татарстан, Карелия и Башкортостан, Краснодарский, Красноярский и Хабаровский края, Ивановская, Костромская, Новосибирская, Самарская, Свердловская, Ростовская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург. Программа дает возможность организовать тренировочный процесс и проводить спортивные соревнования, в которых участвуют все дети школьного возраста вне зависимости от особенностей их развития.
За два года в регионах создана большая спортивная база, на которой тренеры-тьюторы, учителя и родители могут развивать своего ребенка через спорт. Программа реализуется как во время школьных занятий, так и во внеурочной деятельности. Такой подход позволяет детям не только поддерживать физическую форму, но и в командной игре узнавать друг друга, учиться доверять, а как следствие – дети лучше социализируются.
«Участие молодежи в инклюзивных проектах – это возможность найти себя, обрести внутреннюю силу, помогая другим. Это не жертвовать собой, а научится строить отношения между людьми на основе уважения и любви», – отмечает президент Специальной Олимпиады России Ольга Слуцкер.
Следует отметить, что программа «Инклюзивный спорт для всех» уникальна, ведь в ее фундаменте лежат три составляющие: внедрение инклюзии в школы, обучение и анализ проделанной работы. У организаторов программы нет задачи просто внедрить проект, но есть основная цель – помочь людям с особенностями развития социализироваться в обществе через спортивные тренировки. И именно эти три кита позволяют не только настроить механизм работы инклюзии, но и получить профессиональное сообщество, которое сможет заниматься с особенными детьми на разных уровнях их физической подготовки, с начальной школы до старшей.
Важным направлением в реализации проекта является повышение квалификации тренеров, учителей физкультуры, социальных педагогов и иных специалистов по программе «Организация и реализация спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады» на базе Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Повышение квалификации позволило специалистам совершенствовать накопленные знания и умения, способы взаимодействия с особенными атлетами, привлечь к регулярным физкультурно-спортивным занятиям большее количество особенных ребят, а также расширить количество регионов, в которых занимаются по программе Специальной Олимпиады. За два года реализации программы было обучено 1630 специалистов из 57 регионов России, из них свыше 60% – это тренеры, учителя физической культуры, инструкторы и специалисты по физической культуре, люди, уже работающие в этой системе, но готовые расширить свои границы и углубиться в работу с детьми с особенностями интеллектуального развития.
Напомним, что Специальная Олимпиада России внедряет инклюзию в школы через спортивные уроки и внеурочную деятельность, поскольку именно в командных спортивных состязаниях удается добиться максимального результата в коммуникативной сфере между людьми с особенностями (атлетами) и нормотипичными спортсменами (партнерами). Соревнования организуются таким образом, что атлеты находятся в равных условиях с партнерами и совместно единой командой идут к победе.
Такой подход позволяет людям с особенностями почувствовать себя нужными, обрести веру в себя, и, как следствие, занять полноценное место в обществе. Ребята без особенностей в развитии в совместных тренировках учатся понимать особенных сверстников, доверять им и вместе идти к цели.
Именно это и подтверждает одно из важных направлений проекта – социальное исследование, проводимое в рамках реализации проекта «Инклюзивный спорт для всех». Важно отметить, что на данный момент в России, и не только, нет ни одного социального исследования, которое бы попыталось изучить влияние инклюзивных спортивных занятий на жизненную траекторию семей, воспитывающих детей с особенностями развития, и на все наше общество.
Проведенное исследование показало, что спорт – это главная дополнительная активность в жизни особенных детей, которая положительно влияет на участие особенного ребенка в занятиях инклюзивным спортом по программе Специальной Олимпиады. Благодаря инклюзивному спорту у особенных атлетов улучшается как физическое, так и психоэмоциональное состояние, увеличивается самооценка, коммуникабельность, расширяется круг интересов и общения, в том числе с окружающими их в повседневной жизни нормотипичными детьми, а также взрослыми людьми. И это, безусловно, положительный эффект. Мама особенного ребенка Кристина Коваленко, Уфа:
«Участие ребенка в инклюзивном спорте позволило мне поднять в том числе и свою самооценку. Признаюсь, до достижения пяти лет я им вообще не гордилась. А сейчас он не просто живет, но достигает успехов, побеждает, радуется. Вместе с ним побеждаю и я. Это давно забытое чувство гордости возвращается».
В июле этого года программе исполнилось два года. За этот срок проведено порядка 150 инклюзивных соревнований, в которых приняли участие свыше 7000 атлетов с особенностями развития и около 3000 – без таковых, прошли обучение 1630 специалистов из 57 регионов России. Можно смело сказать, что программа не только востребована, но и имеет будущее. Подтверждением этому являются горящие глаза детей и благодарные улыбки родителей.
Автор: Антонина Арталевская
Обсудим?
Смотрите также: