Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Россия готовится противодействовать глубоководным диверсиям
Эксклюзив

Россия готовится противодействовать глубоководным диверсиям

378


Россия готовится противодействовать глубоководным диверсиям

Россия готовится противодействовать глубоководным диверсиям

Мы продолжаем цикл статей, посвященных подводному вооружению. В будущем постараемся больше уделять внимание образцам отечественного производства, но и не забудем про современное оружие иностранных государств,  его сравнительные характеристики по отношению к российским аналогам.

 

 Совсем недавно отечественные СМИ опубликовали новость о закупке Военно-морским флотом России партии глубоководных аппаратов для проведения специальных операций. Новость заинтересовала читателей, однако какого-либо продолжения этой темы не последовало. Мы постараемся исправить положение, обобщив уже имеющиеся материалы и вспомнив о былых возможностях России в этой сфере деятельности.

 

Итак, в начале января этого года в СМИ опубликовали данные о том, что Министерством обороны РФ подготовлен заказ на постройку шести глубоководных аппаратов,  предназначенных для проведения с их помощью специальных операций. По два батискафа получат Северный, Черноморский, и Тихоокеанский флоты.

 

Известно, что над разработкой аппаратов работают санкт-петербургские конструкторы. По их задумке батискаф будет представлять из себя акрило-титановую прозрачную сферу, оснащенную манипуляторами,  и способную осуществлять работы на глубинах до 2,5 км. Электродвигатель с высокоемкостными аккумуляторами должен обеспечить сутки бесперебойной автономной работы  аппарата. В составе экипажа – три акванавта. Гражданская версия аппарата предназначена для поиска и устранения неисправностей глубоководных трубопроводов и кабельных линий. Стоимость проекта оценивается в более, чем миллиард рублей.

 

Россия готовится противодействовать глубоководным диверсиям


 

Обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время отечественное глубоководное водолазное дело испытывает небывалый подъем. Так, недавно введен в строй глубоководный комплекс ГВК-450, размещенный на новейшем спасательном судне  проекта 21300 «Игорь Белоусов» Тихоокеанского флота. В октябре прошлого года водолазы из состава экипажа комплекса осуществили рекордный для России спуск под воду с выходом на грунт на глубине 416 м. В августе 2017 года глубоководный аппарат из состава Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота  «АС-34», размещенный на спасательном судне «Георгий Титов» совершил глубоководный спуск на глубину 1000 м. Это далеко неполный перечень значительных испытаний, проведенных Россией в этой области за недавнее время. По мнению экспертов, активизация исследований в области технологий глубоководных спусков и работ, связана в России прежде всего  со стремлением обезопасить масштабные проекты поставок углеводородов по морскому дну. При этом учитывается, что современное оснащение и методы диверсий позволят заинтересованным в этом западным «партнерам», нарушить трубопроводные коммуникации в труднодоступных местах, где их ремонт практически невозможен в условиях отсутствия специальных глубоководных аппаратов. Невозможной представляется и организация противодействия таким диверсиям в рамках глубоководных водолазных спусков. 

 

Уже сегодня ряд западных стран открыто высказывает недовольство тем, что Россия строит новые трубопроводы в рамках расширения экспортных поставок углеводородов. Так, Польша стремится подвинуть Германию с позиции крупнейшего европейского газового хаба при и  этом  планирует строительство собственного трубопровода из Скандинавии.  Очевидно, что проект «Северный поток-2» является его очевидным конкурентом. Поляки открыто выражают свое недовольство проектом, акцентируя внимание на возрастании «зависимости» Европы от российского газа, но при этом готовы сами занять место Германии, распределяющей поступающее «голубое топливо» европейским потребителям. На сегодняшний день Польша располагает водолазными диверсионными подразделениями в составе тактических операционных групп «Формоза» и «Гром», прошедшими подготовку в США и оснащенными для проведения глубоководных диверсий на Балтике. Украина – впрямую заинтересована в прекращении транзита российского газа в обход собственных территорий, лишившего ее значительной части бюджетной прибыли. В то же время,  Незалежная всеми силами пытается угодить своим кураторам из-за океана, приглашая и размещая в своих портах военных представителей США, в числе которых были замечены военнослужащие основного тактического подразделения Сил специальных операций ВМС США  «Морские котики» (SEALS), специально подготовленные для проведения диверсий на море, в том числе и глубоко под водой. Возросшая активность американцев в Арктическом регионе также вызывает опасения со стороны России, считающей своей исконной территорией нефтегазоносные районы на Арктическом континентальном шельфе. 




 

В этих условиях неудивительно стремление Военно-морского флота России уделять больше внимания развитию глубоководного оборудования и методов проведения глубоководных водолазных работ. Хотя сейчас уже мало, кто может вспомнить о ведущем мировом месте России в этой области до начала 90-ых годов.

 

Активная работа в области создания глубоководных подводных аппаратов и разработки методов водолазных спусков на большие глубины была начата еще в конце 50-ых годов прошлого столетия. К этому времени на вооружении ВМФ СССР стояло более 200 подводных лодок, действия которых необходимо было обеспечивать. Именно тогда на базе морских тральщиков проекта 264-А были построены первые спасательные суда проекта 532, оснащенные глубоководными водолазными комплексами для проведения обеспечения водолазных работ на глубинах до 200 м.

 

В последующем, работа по совершенствованию технологий глубоководных спусков не прекращалась. И в 1967 году в строй было введено самое большое спасательное судно в истории флота «Карпаты», проект 530. На борту судна были размещены два глубоководных водолазных комплекса, способных обеспечить работу четырех водолазных станций на глубинах до 200 м. Самым значимым результатом применения «Карпат» считается единственный в мире подъем затонувшей подводной лодки С-80 с глубины 200 м еще в 1969 году.  В 2009 году уникальное судно было списано «на иголки».

 

Построенное в 1976 году спасательное судно «Алагез» располагает водолазным колоколом, способным обеспечить водолазный спуск на глубинах до 300 м. «Алагез» до сих пор находится в строю флота.

 

В 1986 году Мингазпром СССР получил не менее уникальное судно проекта 16774 «Свияга», оснащенное новейшим по тем временам глубоководным комплексом «Акванавт-300». Оборудование позволяло обеспечивать глубоководные водолазные спуски методом полного насыщения (длительностью несколько суток) на глубинах до 300 м. К сожалению, после развала СССР, судно, предназначенное для работы на Каспийском море, было передано Азербайджану. О дальнейшей его судьбе ничего неизвестно.

 

В середине 80-ых годов была начата постройка новейшего спасательного судна по проекту 05430 «Гиндукуш». Проект аккумулировал в себе весь накопленный опыт и достижения в области глубоководных работ. По замыслу конструкторов новейший водолазный комплекс судна должен был обеспечить водолазные спуски по методу длительного пребывания под водой на глубинах до 300 м (по некоторым данным – до 500 м). Строительство головного судна проекта, получившего наименование «Аю-Даг» вплоть до 1994 года продолжалось на судостроительном заводе в г.Николаеве, Украина.  Однако, украинские власти так и не нашли денег для окончания строительства,  и, впоследствии, спущенное на воду в недостроенном виде судно было продано на металл в Турцию.

 

Нельзя забывать и отечественные научные глубоководные обитаемые аппараты середины 70-ых «Пайсис-1» и «Пайсис-2», способные работать на глубинах до 2 км, и сменившие их «Миры» с рабочими глубинами до 6 км, которые хоть и были построены в Финляндии, но разработаны отечественными конструкторами.

 

Далеко неполное и очень краткое описание достижений отечественных конструкторов, ученых и водолазов-глубоководников свидетельствует об огромном опыте в этой сфере, накопленном за многие десятилетия водолазной истории русского флота. И хотелось бы верить, что нам удастся сохранить традиции русских водолазов, заложенные еще в первой водолазной школе в Кронштадте в далеком 1882 году.   

 

Глеб Зима, специально для Planet Today


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт triboona.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК