Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Почему вы не можете перестать тратить лишнее? Пять теорий
Эксклюзив

Почему вы не можете перестать тратить лишнее? Пять теорий

407


Порой мы совершаем покупки, которые оказываются для нас совершенно ненужными. Хотя в момент их приобретения кажется, что вещь нам остро необходима, а цена ее — крайне привлекательна. Что с нами происходит в момент, когда мы это делаем? Эксперты американского издания Huffpost рассказали о пяти главных теориях на этот счет. Во всех случаях речь идет об определенных психологических феноменах, которые свойственны людям.

Почему вы не можете перестать тратить лишнее? Пять теорий

Теория первая — мы предпочитаем небольшую выгоду, но прямо сейчас


Психологи называют этот феномен “дисконтированием отложенного вознаграждения”, экономисты говорят о “гиперболическом дисконтировании”. Суть от этого не меняется, и каждый из нас прекрасно знаком с этим явлением по себе.

Приведем несколько простых примеров, чтобы понять, о чем идет речь. Допустим, вы едете домой и очень голодны. Вместо того, чтобы доехать до дома и приготовить полноценную здоровую еду, вы заезжаете в первое попавшееся заведение и покупаете себе не самый полезный фастфуд. Или во время вечеринки понимаете, что пора бы остановиться с алкоголем, иначе завтра утром будет очень плохо, но не отказываете себе еще в паре бокалов вина.

Это когнитивное искажение, когда мы предпочитаем маленькую выгоду прямо сейчас в ущерб большому преимуществу в будущем, прекрасно используется маркетологами.

Большинство импульсивных покупок, когда мы покупаем то, что вообще не планировали приобретать, совершаются именно так.

Правильное поведение — заставить себя остановиться и подумать, настолько ли вам необходима эта вещь. Тем более если пять минут назад вы вообще о ней не думали. Те, кто не умеет взвешивать все риски, часто покупает ненужные ему вещи.

Почему вы не можете перестать тратить лишнее? Пять теорий

Теория вторая — принцип дефицита


Что такое дефицит и как он действует на психологию людей, прекрасно известно тем, кто постарше. Как говорится, не американцам рассказывать нам об этом явлении. В советские времена люди порой вставали в очередь, даже не спрашивая, что продается. Дефицитом было примерно все.

Сейчас времена другие, но суть остается той же самой. Нас психологически тянет к дефицитному товару, потому что мы хотим получить какой-то ограниченный ресурс. Если нам кажется, что очень скоро товар станет недоступен, хочется скорее его купить.

Отсюда все эти “ограниченные предложения”, сообщения о том, что в наличии осталось только два подобных товара и т.д. Не факт, что все это правда, но маркетологи создают искусственный дефицит, чтобы мы охотнее расставались с деньгами.



Почему вы не можете перестать тратить лишнее? Пять теорий

Теория третья — ошибка невозвратных издержек


Невозвратными издержками в экономике называют расходы, которые уже понесены и которые невозможно вернуть. Например, компания заасфальтировала парковку перед своим офисом. Деньги на это потрачены, их больше нет, а значит, их не нужно учитывать при дальнейшем планировании бюджета.




Невозвратные издержки сплошь и рядом встречаются в нашей жизни. К сожалению, далеко не всегда мы правильно их осознаем, а значит — они становятся причиной не самых разумных решений. Поэтому и идет речь об ошибке невозвратных издержек.

Простой пример — вы купили абонемент в фитнес-клуб на год, а через пару месяцев посещать его вам надоело. Вы заставляете себя ходить на фитнес и дальше, ведь деньги были потрачены. На это расходуется другой ресурс — время. На это расходуются дополнительные деньги, чтобы добраться до фитнес-клуба. Хотя средства в любом случае потрачены и их не вернуть.

Лишние траты, согласно этой теории, могут возникать и при обратной ситуации — когда нам кажется, что мы потратили свое время и должны что-то за это получить. Предположим, вы пришли в супермаркет, долго по нему бродили, но не нашли ничего интересного для себя. Большинству хочется купить хоть что-нибудь, чтобы компенсировать расходы времени.

Но ведь время уже не вернешь, зачем нести дополнительные расходы и увеличивать траты?

Почему вы не можете перестать тратить лишнее? Пять теорий

Теория четвертая — принцип “заякоривания”


С “заякориванием” мы сталкиваемся при каждой распродаже. Товар стоил 1000 рублей, но сегодня продается за 500. Якорем для нас выступает первоначальная цена — 1000 рублей. Ориентируясь на нее, мы считаем покупку за 500 рублей очень выгодной. Хотя возможно, на самом деле “красная цена” данного товара — рублей 300.

Когда мы концентрируемся на якоре, мы в данном примере больше думаем о сэкономленных 500 рублях, а не о потраченной сумме. В итоге несем издержки и покупаем товар, который, возможно, совсем нам не нужен.

Почему вы не можете перестать тратить лишнее? Пять теорий

Теория пятая — принцип социальной фасилитации


Социальная фасилитация — принцип, согласно которому человек часто принимает более правильные решения и более эффективно выполняет задачи, если находится в группе других людей. Работая в коллективе, мы можем быть более производительны, чем если трудимся в одиночку.

К сожалению, этот прекрасный феномен может играть против нас, когда речь заходит о деньгах.

Самым ярким примером являются аукционы. Увлекаясь торгами, мы готовы отдать за товар больше, чем можем себе позволить. В подобном соревновании говорить о рациональности решения сложно.

Понятно, что в аукционах мы участвуем не часто. Но социальная фасилитация становится плохим помощником и в других ситуациях. Достаточно отправиться в магазин в компании друзей или коллег, и вот вы уже покупаете больше, чем вам необходимо. Поэтому лучше стараться не тратить деньги, находясь в группе людей, либо не забывать оценивать адекватность цены на товар и его необходимость для вас.


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт triboona.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК