Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Как гладиаторские бои пришли от зарождения к упадку
Эксклюзив

Как гладиаторские бои пришли от зарождения к упадку

296


Как гладиаторские бои пришли от зарождения к упадку


Гладиаторы Древнего Рима стали одним из символов Античности. За несколько веков игры прошли путь от ритуала до развлечения горожан.


Гладиаторские бои в Древнем Риме: эпоха Республики




Пытаюсь ставить сызнова. И первый акт

Понравился; внезапно слух разносится,
Что будут гладиаторы; народ бежит,

Шумят, кричат, дерутся за места вокруг.

(Теренций. Свекровь)


Предположительно, римляне заимствовали идею гладиаторских боев у своих соседей этрусков или самнитов. У италийских народов были обычаи приносить в жертву пленников на похоронах знатных граждан и полководцев, но эти народы заставили обреченных сражаться.

Первые гладиаторские игры состоялись в Риме в 264 году до н. э. Их организовали сыновья Юния Брута Перы на похоронах отца. В этих первых засвидетельствованных источниках гладиаторских боях приняли участие три пары бойцов.

Следующие засвидетельствованные в источниках игры состоялись еще через 49 лет — в 215 году до н. э. на похоронах Эмилия Лепида. Игры продолжались три дня, и в них приняли участие 22 пары поединщиков. Следующие известные гладиаторские бои состоялись еще через 15 лет (в 200 году до н. э.). Их устроителями были сыновья Марка Валерия Левина, героя войн с Македонией и Карфагеном. На играх в честь Левина сражались уже 25 пар бойцов.

Следующие гладиаторские бои состоялись в 183 году до н. э. в память понтифика Публия Лициния Красса. Они показывают рост интереса к поединкам гладиаторов и стремление римлян затмить предшественников — наследники Красса выставили 60 пар поединщиков. Упомянутые выше гладиаторские бои могли быть не единственными: более скромные игры остались вне поля зрения античных писателей.
Как гладиаторские бои пришли от зарождения к упадку


Мозаика с разными типами гладиаторов в Северной Африке. Источник: Wikimedia.Commons

К середине II века до н. э. организация гладиаторских боев стала стоить намного дороже. Возможно, поэтому на играх в память Тита Квинкция Фламинина в 174 году до н. э. было выставлено только 37 пар гладиаторов. Поединки гладиаторов стали не только частью ритуала на похоронах римлянина, но и любимым зрелищем горожан. Сохранилась история, как зрители дружно ушли с пьесы Теренция, услышав, что скоро неподалеку начнутся гладиаторские бои.

В завещаниях римские граждане давали указания о проведении в их память гладиаторских боев. Поединки проходили не только на форумах и в театрах, но и на пирах. Организатор пира мог приобрести гладиаторов, которые развлекли бы гостей поединком.

Обычай гладиаторских боев перенимали соседи римлян. Царь государства Селевкидов Антиох IV, живший в Риме заложником, устроил в своем царстве гладиаторские бои. Сначала профессиональных гладиаторов ему привозили из Рима, а затем стали обучать на месте. Лузитаны устроили бои гладиаторов на похоронах своего вождя Вириата.

В эпоху гражданских войн богатые и честолюбивые римляне продолжали выкладывать денежные суммы на гладиаторские бои наравне с театральными представлениями и банкетами. Например, Юлий Цезарь в должности эдила выставил для игр 320 пар гладиаторов. Организаторы игр предлагали нововведения. Например, в последний день игр, устроенных Скрибонием Курионом, сражались гладиаторы-победители первого дня.

Формально, поединки гладиаторов проводились в память умерших римлян. Но фактически они стали зрелищем, которые организовывали политики для укрепления собственной популярности.

Обязанностью курульных эдилов была организация ежегодных игр. Часть средств эдилы получали из казны, но должны были добавлять и собственные. Популярность политика среди народа и элиты на должности эдила давала римлянину шанс на дальнейшую карьеру, поэтому в дополнение к государственным празднествам эдилы в частном порядке устраивали гладиаторские бои.

Зрителями боев были не только простые граждане, но и патриции с всадниками. Честолюбивый организатор игр стремился заслужить их поддержку, вкладывая средства в гладиаторские бои и другие зрелища. Пренебрежение зрелищами могло помешать карьере. Например, от Суллы ждали, что он станет эдилом и покажет горожанам игры с участием животных из Северной Африки. Полководец подал заявку на должность претора, минуя должность эдила, и потерпел поражение.

Как гладиаторские бои пришли от зарождения к упадку


Шлем гладиатора из Геркуланума. Источник: Wikimedia.Commons

Были приняты законы, ограничивающие влияние игр на политическую жизнь. По одному закону организатору запрещалось распределять места на играх по трибам, на которые делились римляне и тем самым подкупать их. По инициативе Цицерона был принят закон, который запрещал устраивать гладиаторские бои римлянину, который добивался или собирался добиваться в ближайшее время государственных должностей.

В смутную эпоху гражданских смут политики приобретали гладиаторов для частных армий. Они не гнушались использовать их в политической борьбе. Цецилий Метелл Непот привел своих гладиаторов на Форум, чтобы запугать политических противников. Фавст Сулла, сын диктатора, окружил себя отрядом из 300 телохранителей-гладиаторов. В 50-е годы до н. э. гладиаторы участвовали в стычках между сторонниками политиков на улицах Вечного Города.




Римский Колизей: гладиаторы и империя



Закон Августа передавал организацию игр в Риме преторам, которые получали для этого деньги из казны. Возможность вкладывать в игры свои средства была ограничена. Это решение было одним из шагов к ограничению амбиций римских аристократов.

Ежегодные гладиаторские игры проходили в декабре. Император Клавдий передал их организацию от преторов к квесторам. При Веспасиане ежегодные квесторские игры были отменены, но его сын Домициан возродил ежегодные бои гладиаторов.

Использование поединщиков для поминовения усопших в эпоху Империи сошло на нет. Но гладиаторские бои приурочивали к религиозным торжествам. Более того, игры проводились во благо императора и членов его семьи. Это был своеобразный ритуал, согласно которому жизни гладиаторов обменивали на благополучие членов правящей семьи.

Чтобы провести в Риме гладиаторские бои за свой счет, римлянин должен был получить разрешение Сената. Кроме того, он не мог провести в год больше двух игр и не мог привлечь для состязаний больше 60 пар бойцов.

В провинциях игры стали проходить за счет государства, а не только частных средств. В то же время местные элиты боролись за должности, поэтому продолжали организовывать гладиаторские бои за свой счет.

Пышные игры позволяли себе устраивать только императоры. При Августе были составлены правила проведения гладиаторских игр. В их число входило распределение мест — первый ряд резервировался за сенаторами, отдельный сектор был для солдат, а женщины имели право наблюдать за боями только из самых последних рядов.

Как гладиаторские бои пришли от зарождения к упадку

Фрагмент «Гладиаторской мозаики» 4 века н. э. Источник: Wikimedia.Commons

За свое правление Октавиан устраивал гладиаторские бои 27 раз. На играх в честь освящения храма Божественного Юлия помимо обычных поединков по приказу Августа была устроена битва между пленными даками и свевами.

Клавдий подходил к организации игр с фантазией. Всем известна организованная им в 52 году н. э. навмахия — морская битва на Фуцинском озере. Во время других игр гладиаторы изображали взятие города и завоевание Британии.

При Нероне на арену вышли римские граждане из числа сенаторов и всадников, а также женщины-гладиаторы, при Домициане — гладиаторы-карлики. Вителлий одновременно провел игры во всех 265 кварталах Вечного Города.

В 79 году н. э. при императоре Тите был открыт знаменитый Колизей. Ранее игры проходили в амфитеатре Марсового поля. В честь открытия Амфитеатра Флавиев прошли растянувшиеся на 100 дней игры.

При Траяне гладиаторские бои продолжались 123 дня, а их участниками стали более 10 тысяч бойцов. Сначала состоялись отборочные бои, победители которых продолжили сражаться дальше.

Преемники Траяна неохотно спонсировали гладиаторские бои. Марк Аврелий отменил доходный для казны налог на продажу гладиаторов, объявив, что казне не нужны запятнанные кровью деньги. Исключением стал Коммод, лично сражавшийся на арене.

В III веке н. э. игры стали скромнее. Исключением стали гладиаторские бои, устроенные Филиппом Арабом в числе других мероприятий в честь 1000-летия Рима. Последние пышные бои устраивал Диоклетиан.

Конец гладиаторских игр



Хотя Константин отметил свою победу в гражданской войне гладиаторскими играми, со временем он предпринимал меры к ограничению жестокой забавы. Был издан эдикт, по которому преступников запрещалось отправлять в гладиаторские школы. Для Рима и нескольких других городов, впрочем, сделали исключение. В 357 году легионерам запретили добровольно поступать в школы для гладиаторов.

Тем не менее, в эпоху Константина игры еще проводились. Представители испанского города Гиспеллум обратились к императору с просьбой разрешить сделать жертвоприношение и провести в его честь гладиаторские бои. Константин запретил проводить жертвоприношение, но поединки гладиаторов разрешил.

Как гладиаторские бои пришли от зарождения к упадку


Телемах пытается остановить поединок. Источник: Wikimedia.Commons

Закономерно, что христиане с самого начала осуждали гладиаторские бои. Легенда связывает конец кровавых игр в Риме с христианским монахом Телемахом в начале V века н. э. Писали, что он ворвался на арену и попытался остановить сражающихся гладиаторов. Разозленные зрители расправились с монахом. Из других источников известно, что Телемаха убили гладиаторы по приказу городского префекта. Попытка святого остановить поединок была легендой.

Во второй половине IV века н. э. гладиаторы последние разы появляются в текстах историков. Римский епископ Дамасий по старой римской традиции нанял гладиаторов телохранителями в 367 году. Чуть позже в Сирии один из епископов нанял гладиаторов для разгрома языческих храмов.

Валентиниан I окончательно запретил отдавать в гладиаторы преступников. А в 397 году н. э. последний раз упоминаются школы гладиаторов. Игры не были официально запрещены, а прекратились сами собой с обращением большей части римской элиты и простых людей в христианство.

Источники




  • Bishop M.C. Gladiators: Fighting to the Death in Ancient Rome. 2017.

  • Dunkle R. Gladiators: Violence and Spectacle in Ancient Rome. 2008.

  • Горончаровский В.А. Арена и кровь. Римские гладиаторы между жизнью и смертью. СПб., 2009.



Николай Разумов


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт triboona.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК