Тонкин: Франция берется за дело

Зык Тонг. Или Ту Дык...
Между тем во Вьетнамской империи всё было весело! Зык Тонг (или, как его имя иногда читают, Ту Дык, как правильно — не знаю, во вьетнамском не силён) умер 17 июля. На престол вступил его племянник Дюк Дук, чьё царствование запомнилось тем, что продлилось оно ровно три дня, после чего произошёл дворцовый переворот и на трон взошёл его дядя Хиеп Хоа — брат покойного то ли Зык Тонга, то ли Ту Дыка. Реальную власть имели три министра: Нгуен Ван Тунг, Чан Тиен Тхань и Тон Тхат Тхюет. Правда, властвовали они недолго: 15 августа к морским воротам Хюэ, охранявшимся фортами Тхыан-Ан, подошла французская эскадра адмирала Анатоля-Амеде-Проспера Курбе в составе броненосца «Байяр», броненосного корвета «Атланта», корвета «Шаторено» и пары номерных миноносцев.
Адмирал Анатоль-Амеде-Проспер Курбе
Поводом для войны стало то, что войска вьетнамского принца Хоанг Ке Виема под Намдинем сражались против отряда майора Барта де Вийера. Ну и то, что, по мнению Жюля Армана, французского генерал-комиссара Тонкина, вьетнамское правительство финансировало «чёрные флаги» Лю Юнфу. Насколько это было правдой — значения не имело, всё было готово к вторжению, а повод... Такой ничуть не хуже любого другого. Было решено: после бомбардировки отрядом Курбе высадить десант из числа войск французских гарнизонов в Кохинхине для захвата фортов Тхыан-Ан.

Броненосец «Байярд» — флагман Курбе.
В состав флотилии Курбе вошли корабли не старые, но... колониальные. Флагманом стал «Байард» — барбетный броненосец второго класса, уменьшенная версия первоклассных броненосцев типа «Адмирал Дюпре», построенная для службы в колониях. Его главный калибр был представлен четырьмя 240-мм орудиями в двух бронированных барбетах — в носу и в корме, толщина брони не превышала 250 мм. «Атланта» — броненосный корвет с орудиями главного калибра 194-мм (да, у французов всё не как у людей, в том числе калибры корабельной артиллерии!). «Шаторено», самый старый из всех, — небронированный паровой корвет, построенный по проекту 1850 года, вооружённый 140-мм пушками. Для европейских вод всё это выглядело слабовато, но для Вьетнама — хватало. Помимо основных сил в распоряжении Курбе были вооружённый транспорт «Драк» и канонерки «Линкс» и «Випер». Транспорт «Аннамит» нёс десант из 600 морпехов и 100 местных стрелков.
Броненосный корвет «Атланта» в доке.
Французский адмирал разработал приказ о бомбардировке форта Тхыан-Ан 16 августа 1883 года, на следующий день была проведена репетиция данного мероприятия, а 18 августа — понеслось! Утром корабли снялись с якорей и к обеду заняли места согласно боевого расписания: «Баярд», как самый сильный, — у устья реки Хюэ, дабы иметь возможность стрелять как по южным, так и по северному форту, «Шаторено» — немного восточнее, он должен был обстреливать южные форты, не обращая внимания на северный, «Атланта», находившаяся западнее флагмана, напротив, должна была заниматься исключительно северным фортом. «Драк» должен был заняться мелкими фортами, а канонерки — поддерживать огнём высадку десанта.
Бомбардировка фортов Тхыан-Ан
Впрочем, в план сразу начали вноситься коррективы: вьетнамцы попытались договориться, поэтому большая часть дня ушла на переговоры. Курбе потребовал сдать форты в течение 2 часов, но вьетнамцы на ультиматум не ответили, поэтому бомбардировка началась в 17:40. К этому времени эскадра получила подкрепление: из Кохинхины подошёл фрегат «Алуэтт». Обстрел продолжался до 19:00, после чего стало слишком темно для стрельбы. Вьетнамцы отвечали не слишком активно, так что день прошёл без особого ущерба для обеих сторон.

«Випер» под огнём.
На утро французский адмирал решил высадить десант, но волнение моря показалось ему излишне сильным, и продолжилась бомбардировка. Но, как выяснилось, вьетнамцы зря времени не теряли и ночью подтащили на форты нарезные орудия со значительно большей дальностью стрельбы и дали по французам пару метких залпов: «Випер» и «Баярд» получили несколько попаданий, но повреждения были незначительны.
Высадка французского десанта
20 августа погода выдалась подходящая для десанта: полный штиль, и Курбе приказал начать высадку. В десант были назначены две роты морской пехоты, кохинхинские стрелки и корабельные роты с «Баярда», «Атланты» и «Шаторено» — чуть больше тысячи человек. Десант под командованием капитана Паррайона с «Баярда» должен был захватить северный форт. Первая волна погрузилась в катера в 5:45 утра и через полчаса высадилась на пляже перед фортами. Из вьетнамских окопов по французам полетели ручные гранаты, в ответ открыли огонь канонерки «Линкс» и «Випер», его поддержали револьверные пушки Гочкиса с французских катеров.

Штурм фортов Тхыан-Ан
Вскоре первой волне удалось выбить вьетнамцев из окопов и захватить артиллерийскую батарею, контролировавшую вход в реку. После этого организованное сопротивление прекратилось, и Паррайон северный форт и близлежащую деревню взял без единого выстрела. На пляж были выгружены 65-мм десантные пушки, и наступление продолжилось. К 9 часам утра на флагштоке цитадели форта Тхыан-Ан был поднят триколор.

Флаг над фортом
Вторая половина дня ушла на обстрел южных фортов: канонерки вошли в реку и начали перестрелку с крепостными орудиями. Вскоре к артиллерийской дуэли присоединились «Баярд» и «Шаторено», что позволило заставить вьетнамские орудия замолчать. На следующий день десант был высажен и перед южными фортами. Впрочем, боя не было — они оказались покинуты. Потери атакующих ограничились дюжиной раненых, защитники фортов потеряли около 2,5 тысяч человек (по крайней мере, так считают французы). Теперь перед французскими кораблями лежал открытый путь к тогдашней столице империи — Хюэ.

Подписание Хюэского мирного договора
Оказавшись перед неприятной перспективой увидеть французские войска в столице, императорский двор пошёл на заключение мирного договора, получившего название «Хюэский». Условия были тяжёлыми: вьетнамцам пришлось не только признать аннексию Кохинхины и французский протекторат над Тонкином. Протекторатом стал и находившийся в центре страны Аннам. Императорский двор оказался под контролем французского генерал-резидента, который имел право в любой момент получить аудиенцию у императора. В фортах Тхыан-Ан были размещены французские гарнизоны. Колонизаторы списали Вьетнаму долги, но взамен провинция Биньтхуан была передана колонии Кохинхина, а провинции Нгеан, Тханьхоа и Хатинь — Тонкину. Со своей стороны, французы обязались изгнать из Тонкина «Чёрные флаги»: хоть вьетнамцы их об этом и не просили!
Кампания выявила ещё одно достаточно новое на тот момент явление: военкоров. Нет, они были и ранее, но худо-бедно контролировались командованием. Здесь же в этом качестве выступил флотский лейтенант Луи Мари-Жюльен Вио с броненосного корвета «Атланта», который под псевдонимом Пьер Лоти опубликовал в «Ле Фигаро» три статьи, в которых живописал зверства французских морпехов, добивавших раненых штыками и творивших прочие непотребства. Вио и ранее занимался литературой, опубликовав несколько романов, на что флотское начальство закрывало глаза, но статьи заставили его покинуть службу.

Тонкинские тиральеры: вьетнамцы «при правильном руководстве»...
Надо сказать, что война 1883 года заставила французов уважать вьетнамцев. Как отмечали европейские офицеры, вьетнамцы, используя китайскую тактику, тем не менее выполняли все её элементы лучше самих китайцев. Как писал фон Штраутц: «При правильном руководстве и дисциплине они могут вести себя лучше, чем большинство азиатов, так как они не боятся смерти».
Тем не менее в целом китайское влияние на вьетнамцев оценивалось негативно. Тактические приемы, применяемые войсками, были устаревшими либо нелепыми. Например, множество знамен, призванных вводить в заблуждение противника насчет численности вьетнамцев, никого в заблуждение не вводили, а попытки перейти в рукопашную заканчивались обращением атакующих в бегство, как только атакуемые оказывали стойкое сопротивление. Поэтому не так уж и неправ был император Ту Дук, сравнивавший сопротивление вьетнамцев французам с кузнечиками, пинающими колеса повозки...
Наилучшие результаты вьетнамская армия показывала, сражаясь за стенами крепостей. Часто, осознавая преимущества европейской артиллерии, вьетнамцы подпускали французов на дистанцию 300 метров, только после этого открывая огонь. Характерно было и то, что, покидая укрепления перед вражеской атакой, они растворялись в джунглях, откуда продолжали войну партизанскими методами. Постепенно процентное соотношение «армейской» и «партизанской» тактики всё больше склонялось в сторону партизанской войны. После поражения и подписания «Хюэского договора» армия империи не сдалась, а ушла в партизаны. Не получая поддержки со стороны императорского правительства, вчерашние солдаты часто находили поддержку у местных властей. С 1885 года французы каждую зиму отправляли на борьбу с партизанами армейские колонны. По большей части — безрезультатно. По сути дела, под контролем колонизаторов оказалась лишь узкая прибрежная полоса.

Печальные французы в джунглях Тонкина, конец XIX века...
Если французские потери в открытых боях были минимальны, то от партизан европейцы несли потери постоянно! Разведывательные отряды, предварявшие движение колонн, попадали в засады и уничтожались, захватывались обозы и слабо охраняемые конвои. Только французов в 1886-89 годах во Вьетнаме погибло 4654 человека, а ведь в это число не входят потери североафриканских и местных войск!
Но не оставляли французов без внимания и «Чёрные флаги». В конце концов Вьетнам был вассалом империи Цин, и видеть там наглых потомков галлов китайцы не хотели. В сентябре 1884 года крупные китайские отряды вторглись в дельту Красной реки. Французский командующий, генерал Бриер де л'Иль, решил разбить китайцев по частям, до того как они сумеют соединиться. 3000 французов на флотилии канонерок атаковали три китайские отряды, разгромив их в сражениях 6, 8 и 10 октября 1884 года. Сражения были ожесточёнными, и французы понесли в них тяжёлые потери.

Колонна Дюшена попала в засаду
Надо сказать, что рыцарство в сражениях между французами и китайцами в Тонкине было не в ходу: европейские (не только французы, в боях отметился Иностранный легион) солдаты добивали раненых штыками, китайские офицеры выплачивали награду за каждую принесённую «белую» голову, а пленных не брали ни те ни другие. 19 ноября «чёрным флагам» удалось взять реванш, организовав засаду в ущелье Ю-Ок: колонна полковника Жака Дюшена с трудом вырвалась из ущелья, потеряв 10 человек убитыми и 37 — ранеными.

Китайские солдаты
Постепенно в войну с французами на территории Вьетнама, помимо «чёрных флагов», втянулась и китайская армия. Результаты для колонизаторов оказались катастрофическими: имея подавляющее численное превосходство, китайцы нанесли чувствительное поражение французским бригадам на перевале Чжэньнань, заставившее европейскую армию отступить из Лангшона, а затем разгромили французский батальон в битве при Фу Лам Тао.

И то, и другое поражение катастрофой с военной точки зрения не были, но... Когда вести дошли до Франции, поднялся страшный шум в прессе, в Палате депутатов был вынесен вотум недоверия правительству Жюля Ферри, что вызвало его уход в отставку. Ферри (для него лично это была реальная катастрофа: газеты клеймили его «тонкинским убийцей») сменил Анри Бриссон, заключивший мир с Китаем. Мир почётный: у империи Цин возникли проблемы с Россией и Японией на севере, и войну с Францией было решено свернуть. Французский протекторат над Тонкином был признан, но негласно: официально Китай продолжал считать Вьетнам своим вассалом. А «чёрные флаги» и вовсе ничего не заключали: Лю Юнфу активно помогал вьетнамским партизанам оружием, и Тонкин продолжал оставаться занозой в филейной части французской колониальной империи и в начале ХХ века, разрушая карьеры французских политиков — сторонников колониальной экспансии...
- Герхард фон Цвишен
Обсудим?
Смотрите также:

