Дефицит кадров в МВД России становится критическим: некому выезжать на вызовы. Как исправить ситуацию?
Наверное, ни для кого не секрет, что в российской полиции постоянно растет некомплект личного состава – это старая проблема, которая постепенно все больше усугубляется, и решение которой, на данный момент, так и не найдено. В связи с этим в масс-медиа иногда освещаются совершенно вопиющие случаи, когда полиция просто не может отреагировать на вызов, на который реагировать должна.
Совсем недавно такой случай произошел в Екатеринбурге: там полицейские не смогли приехать на задержание мошенника, который «развел» местную жительницу на миллион рублей, потому что у правоохранителей нет людей. Ситуация возникла следующая: девушку обманули на миллион рублей, она написала заявление, в полиции возбудили дело и даже назначали аферисту встречу для передачи денег. Однако ни один оперативник на задержание так и не приехал, поскольку на тот момент у полиции попросту не было свободных людей.
Телефонный разговор жертвы мошенников с полицейским был опубликован в социальных сетях. Диалог выглядел следующим образом:
– Нужен наряд полиции сейчас.
– Нет у меня, в шесть вечера заступит.
– Как нет? Ни одного оперативника?
– Сейчас нет…
– Как нет? Времени всего двенадцать часов дня.
– Нет, уволились все.
– Быть такого не может… Вы полиция?
– Нет полиции, закончилась она.
По словам полицейского, у него в штате 16 человек, но работает из них всего один. Вот такая вот суровая реальность.
Как до такого дошло и к каким последствиям это может привести?
Дефицит кадров достиг 60%
О печальной кадровой ситуации в структурах МВД РФ не говорил, наверное, только ленивый – и руководство полиции, и рядовые полицейские, и различные эксперты неоднократно поднимали этот вопрос. Например, в марте ветеран специальной службы Московского уголовного розыска, общественный эксперт ГУВД Алексей Лобарев сообщал, что дефицит кадров в МВД на сегодняшний день достиг 60%. Случается так, что один участковый работает на три района.
[quote]«Сегодня сотрудники получают очень маленькую зарплату, народ не идет. Нельзя забывать, что сегодня нехватка сотрудников дает «пробуксовку» определенную – в работе с гражданами, профилактической работе. Мы должны больше ходить, в те же школы, но некому ходить»,[/quote] – констатировал Лобарев.
Тогда же, в марте, министр внутренних дел Владимир Колокольцев признал, что в МВД не хватает 172 тысячи сотрудников, а общее количество вакантных должностей в МВД за год увеличилось более чем на 33 тысячи (что означает, что люди увольняются). В связи с этим, как признали в МВД, «деятельность ведущих служб полиции существенно затруднена».
[quote]«За последние пять лет количество выставляемых ежесуточно нарядов сократилось на четверть, практически полностью обновился состав участковых уполномоченных за шесть лет. Только за минувший год уволился каждый второй опытный сотрудник с выслугой в этом подразделении от десяти лет и более», – заявлял Колокольцев.
В Санкт-Петербурге, например, нехватка участковых по городу в среднем достигла 45% (при этом в некоторых районах, в частности Василеостровском, составляет 70%). В Свердловской области некомплект ППС составляет 88%, а некомплект в уголовном розыске – 62%.
Что это значит для простых граждан? А это значит, что полиция попросту не сможет вовремя реагировать на их вызовы. Даже если их вызов будет чрезвычайно важен (стоит отметить, что в полицию часто звонят по пустякам, «проявляя бдительность», но при этом отвлекая сотрудников от действительно важных дел). Даже если позвонивший скажет, что в соседней квартире кого-то убивают.
Разумеется, это не может не повлиять на состояние преступности в стране. Логика здесь очевидна: раз полиция не сможет вовремя реагировать на вызовы, значит, и преступлений будет совершаться больше.
Почему сотрудники увольняются?
Основная причина того, что полицейские увольняются, – низкие заработные платы и отсутствие внимания к полицейским со стороны государства.
Еще в прошлом году глава ГУ МВД по Свердловской области Александр Мешков отмечал, что главной причиной оттока кадров из полиции является низкая заработная плата: средняя зарплата сотрудников ППС в Екатеринбурге — около 35 тыс. рублей. Это, согласитесь, очень маленькая сумма.
В среднем по стране денежное довольствие сотрудников первого года службы в территориальных органах МВД России на районном уровне составляет: оперуполномоченный – 52 182 рубля, участковый уполномоченный полиции – 45 358 рублей, полицейский патрульно-постовой службы – 32 692 рубля.
В ФСИН, кстати говоря, зарплаты еще ниже – в среднем 23-25 тысяч рублей. Многие потом удивляются различным инцидентам, когда у террористов в камерах оказываются телефоны и даже ножи: многие сотрудники за такие деньги не в состоянии прокормить свои семьи, поэтому берут взятки.
Еще в январе «Лента.ру» писала, что «самое печальное в ситуации с кадровым кризисом в российской полиции заключается в том, что в основном за последние пять лет уволились сотрудники, отслужившие свыше 20 лет. Это фундамент правоохранительных органов: опытные люди, у которых есть желание честно служить и делиться знаниями с молодым поколением».
Чем все это грозит?
Как отмечает журналист Андрей Медведев, кадровая проблема МВД становится вопросом национальной безопасности.
[quote]«Проблема некомплекта кадров в МВД уже становится угрозой национальной безопасности. Я не шучу. История нашей страны явно и недвусмысленно демонстрирует: никогда, ни одного раза крах государства не происходил под воздействием внешних факторов. Только внутренние. Никакая камера не заменит живого сыщика, сотрудника ППС, участкового. А их нет… И причины, как верно отмечают коллеги, просты и банальны. Причина – бюрократия, самодурство, дискредитация наград, а главное, зачастую подмена настоящей работы настоящего силовика бумажной волокитой из отчетов, слайдов, форм отчетностей и бесконечных совещаний. И да. Главная причина – низкая зарплата. Даже у старшего опера по ОВД. Эту ситуацию на уровне регионов пытаются решать, доплачивают сотрудникам ППС. 10-15 тысяч. Но это, конечно, несерьезно. Все равно меньше, чем у курьера на самокате. И не государственный подход».[/quote]
Блогер Сергей Колясников, в свою очередь, отмечает, что проблема требует срочного решения.
[quote]«До точки невозврата осталось всего ничего. Пишу об этом годами, и не только я. Не слышат. Если из 16 в наличии 1 – система не работает, без вариантов. Неважно, речь о клапанах в двигателе или МВД. Остается только пожарный режим – реакция на резонанс последними силами»,[/quote] – пишет Колясников.
Сложно не согласиться с этим мнением. Может быть, вместо того чтобы заниматься блокировкой звонков в Telegram, правительству следует обратить внимание на более насущные вопросы?
- Виктор Бирюков
Обсудим?
Смотрите также: