Губки собирают ДНК из фильтруемой воды

Специалисты из Солфордского университета сообщили, что губки, способные ежедневно фильтровать 10 000 воды, одновременно собирают ДНК ее обитателей.

Исследование, представленное в Current Biology, является доказательством работоспособности концепции, сообщает sciencedaily.com. В губках, живущих в Антарктике и Средиземноморье, обнаружили ДНК рыб, тюленей и пингвинов. Это доказывает, что их можно использовать для отслеживания биоразнообразия.

«Губки – идеальный источник образцов. Они встречаются в любой водной среде, включая пресную, — сказал Стефано Мариани.- Губки не избирательны в среде для фильтрования, не убегают и не страдают при взятии образцов. Можно отщипнуть кусочек, который быстро восстановится».

Ученые выяснили, что присутствие ДНК губки не мешает определению генов других видов, попавших в ткани. Используя короткие последовательности нуклеотидов определенных организмов, авторы избирательно усилили образцы позвоночных.

Объединив процесс с метабарным кодированием, сортирующим беспорядочную смесь генов по видам, Мариани с командой определили 31 таксон. В основном, в губках присутствовала ДНК рыб, но одна, из Антарктики, содержала образцы тюленей Уэдделла и пингвинов. Оказалось, особь находилась недалеко от колонии птиц.

Сегодня разрабатываются мощные машины, позволяющие извлекать образцы ДНК из воды. Но авторы считают, что использование природных систем не уступит им в эффективности. ДНК в воде очень разбавлено, требуется интенсивное фильтрование, угрожающие загрязнить образцы. Хранение воды может привести к их порче. В губках эти проблемы отсутствуют. Машины также можно доставить не во все регионы.

«Если вы хотите изучить находящиеся под угрозой виды, вроде рыбы-пилы или ламантинов, нельзя посылать массивных роботов. Требуется низкотехнологичный подход», — сказал Мариани.

На следующих этапах авторы хотят выяснить, могут ли другие животные выступать в роли источников образцов ДНК. В частности, виды из открытых вод, где губки встречаются редко или недоступны. Мариани предположил, что собирать ДНК могут организмы, вроде медуз или сальпов. Авторы также хотят сравнить эффективность губок и оборудования.