Передовая наука раскрывает секреты кораблекрушения Грибшундена


Фото из открытых источников
Новые раскопки позволили узнать больше секретов Грибшундена, флагмана датско-норвежского короля Ганса, который загадочным образом затонул в 1495 году у берегов Роннебю, Швеция. Обломки имеют международное значение как наиболее хорошо сохранившийся в мире корабль эпохи Великих географических открытий — аналог кораблей Христофора Колумба и Васко да Гамы.
 
В течение августа и сентября научная группа из Лундского университета, Музея Блекинге и Датского музея кораблей викингов раскопала части крушения. Найденные артефакты включают артиллерию, ручное оружие и основные компоненты рулевого механизма и кормового замка. 3D-модели ключевых конструктивных элементов позволили провести первые цифровые реконструкции корабля.
 
«Ни один другой корабль со времен исследования не сохранился в такой целости», — говорит научный руководитель Брендан Фоули из Лундского университета. «Грибшунден дает новое представление об этих путешествиях. Теперь мы понимаем фактический размер и расположение тех кораблей, которые изменили мир. И более того, мы видим, как это судно действовало как плавучий замок короля Ганса».
 
Лундский университет, доктор философии. кандидат Паола Дерудас и специалист Музея кораблей викингов Миккель Томсен объединили 3D-модели артиллерии, руля, румпеля и киля, чтобы воссоздать кормовой замок. Это часть корабля, вероятно, занимаемая королем и дворянами, помимо артиллеристов и рулевых. Сравнение этого тесно ограниченного участка со средневековыми замками на суше предполагает, что иерархическое разделение пространства, должно быть, было ослаблено, пока король был в море.
 
В носовой части корабля 3D-модели форштевня и клюзов (через которые проходили якорные тросы) дают представление о функциях полубака для размещения экипажа, управления кораблем и укрепления. Странно, но артиллерии там не нашли. Был ли он спасен после 1495 г. или корабельные орудия были установлены только в задней половине корабля?
 
Цель короля Ганса состояла в том, чтобы объединить весь скандинавский регион под своей короной. В этом стремлении Gribshunden была необходима новая технология. Корабль был одним из первых боевых кораблей, построенных специально для артиллерийских орудий. Ганс лично путешествовал на корабле по своим владениям и за их пределы: в Норвегию, Готланд и Швецию. Корабль месяцами был его административным центром, одновременно демонстрируя королевскую силу в каждом порту захода. Часто корабль был центром эскадры или флота: в 1486 году более 600 датских дворян и высшего духовенства на десятках кораблей сопровождали Ганса в Норвегию, где он учредил новый монетный двор.
 
В последнем плавании Грибшундена он привел другую эскадру к политическому саммиту в Кальмаре, Швеция, где Ганс ожидал быть избранным королем Швеции и воплотить свое видение скандинавского союза. Корабль был загружен престижными товарами, чтобы произвести впечатление на шведский совет, и многие из этих предметов ждут археологических раскопок.
 
«Остается еще одна большая загадка: что на самом деле заставило Грибшундена утонуть?» — спрашивает Фоли. «Средневековые документы утверждают, что был пожар и взрыв, но мы не видели никаких признаков этого. Может быть, раскопки в следующем году дадут доказательства катастрофы».