Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Осуществление пропаганды по плану «Бабрабосса»
Эксклюзив

Осуществление пропаганды по плану «Бабрабосса»

471
Осуществление пропаганды по плану «Бабрабосса»


Внимание! Данная статья носит исключительно информационный и образовательный характер. Она основана на исторических фактах, подтверждённых источниками, и не содержит пропаганды, оправдания или одобрения идеологии, политики, действий или символики Третьего Рейха.
Перед нападением на Советский Союз Верховное главнокомандование вермахта выпустило директиву «О применении пропаганды по плану «Барбаросса». Этот документ давал основные директивы о том, как вести пропаганду на территории СССР. В директиве описано, какую риторику необходимо использовать, какие слова предпочтительны, а каких следует избегать, о технических средствах распространения материалов и других важных моментах работы в этом направлении.
Далее привожу текст директивы «О применении пропаганды по плану «Барбаросса», перевод на русский. Архивный шифр оригинала директивы: ГА РФ. Ф. Р-7021. Оп. 148. Д. 208. Л. 26-30, 21-25.





Оккупация Советского Союза условно разбивалась на два этапа. Первый этап включал занятие территории военными, в течение этого времени пропаганда должна была проводиться органами пропаганды вермахта (прифронтовая зона оккупации составляла 500-800 км от передовой). Второй предполагал передачу территории в управление гражданской администрации, которая была подчинена Восточному министерству (руководитель – Альфред Розенберг).

Роты пропаганды должны были, прежде всего, давать исходный, сырой материал. После обработки его преподносили зрителю или читателю. Министерство пропаганды нуждалось в материале, чтобы из него сделать пропагандистскую полуправду. Геббельс не имел права давать прямые указания ротам пропаганды, так как они подчинялись напрямую Отделу пропаганды ОКВ. Иногда он обращался с запросом о съёмке конкретных материалов.

Йозеф Геббельс проводит в здании своего министерства совещание командиров рот пропаганды, прибывших в Берлин для прохождения курса дополнительной подготовки (крайний справа (в профиль) Хассо фон Ведель). Bundesarchiv Bild 183-B00548.
Существовала схема взаимодействия между ротами пропаганды вермахта и Министерством пропаганды. Печатная продукция была главным средством пропаганды. Основная масса печатных материалов, которые предназначались для солдат Красной Армии и населения оккупированных территорий, поступала из Министерства пропаганды. Листовки и плакаты могли составляться и непосредственно в ротах пропаганды. В этом случае их направляли в Берлин для утверждения (и издания). На обороте фотографии помещался сопроводительный ярлык с описанием того, что запечатлено на снимке.
После этого фото попадало в Министерство пропаганды, где эксперты министерства проверяли снимок на соответствие текущим задачам пропаганды и на политическую безопасность. Если снимок проходил проверку, то на его оборотной стороне ставилась печать, и фотография отправлялась в бюро фотоновостей.


Фото слева – это сделанный ротой пропаганды снимок, а фото справа – это сопроводительный ярлык на его обратной стороне. Описание гласит: «Солдатская могила у Кроне (г. Валч в Польше). Одна из первых жертв во время немецкого продвижения в Польшу. Солдатская могила на обочине принадлежит сапёру, 2 сентября отдавшему свою жизнь за фюрера и за свой народ».

Фото роты пропаганды. Подпись гласит: «Вот таких преступников Советы применяют в бою против немецких солдат». Справа также сопроводительный ярлык на обороте снимка. Присутствуют две даты: дата съёмки и дата выпуска для прессы. И, как обычно, сопутствующий пропагандистский текст. Изображенный человек очень беден и одет в лохмотья, что может вызвать жалость у публики. Для предотвращения этого человек называется преступником.
Существовали разные вариации сопроводительных ярлыков. На ярлыке всегда указывали гриф «Для служебного использования» (Nur für den Dienstgebrauch; Für den Dienstgebrauch) либо «Для использования прессой» (Für den Pressegebrauch).


Примеры ярлыков. Слева ярлык для фото под грифом «для служебного использования», справа – «для использования прессой».
Для самостоятельного напечатания материалов, утверждённых Министерством пропаганды, штабы армий имели собственные типографии, кроме того, для этой цели использовались типографии оккупированных городов. В дивизиях и корпусах запрещалось самостоятельное издание печатных пропагандистских материалов. Там могли составляться только их проекты для последующего утверждения в Министерстве пропаганды.


Солдаты роты пропаганды готовят информационный материал, март 1940 год. Bundesarchiv Bild 146-2007-0194.
Вся печатная продукция, которую утвердило Министерство пропаганды Германии (листовки, брошюры), проходила через узлы связи (Варшава и некоторые города на оккупированных территориях, например Курск и Орёл, где происходило её дальнейшее распределение), после чего она направлялась на оккупированные территории. Вся напечатанная литература направлялась вместе с накладными, в них содержались указания о месте и времени распространения каждой партии печатных материалов, а также для понимания присутствовал краткий перевод листовок на немецкий язык.


Примеры немецких листовок для солдат Красной Армии.
Деятельностью по подготовке и выпуску печатных материалов непосредственно для фронтовой зоны и оккупированных территорий в Министерстве пропаганды занимался специальный Восточный отдел со структурным подразделением «Винета».
В начале данный отдел состоял преимущественно из людей, покинувших Российскую империю в период дореволюционной эмиграции. Но в дальнейшем их пришлось заменить в связи с их непониманием политических настроений советских людей. «Винета» состояла из нескольких национальных секций: украинской, эстонской, латышской, белорусской и русской. Русская секция была самой крупной, в ней состояли примерно 800 человек. Секцию возглавлял А. П. Альбов, из старых эмигрантов, георгиевский кавалер. Во главе всей организации стоял доктор философии Ханс Хумпт. Соединяя эту информацию с информацией из прошлой статьи («Структура фронтовой пропаганды нацистской Германии»), становится возможно создать общую схему.


Схема фронтовой пропаганды нацистской Германии в войне против СССР.
Минус системы фашистской фронтовой пропаганды состоял в том, что проекты листовок, составленные в немецких дивизиях и корпусах, проходили довольно продолжительное согласование. За это время пропагандистская литература иногда переставала быть актуальной. Система работала хорошо в период непрерывного наступления немецкой армии или удержания позиций, но во время отступления такая технология была неэффективна по причине устаревания информации в листовках.

В пропагандистском дискурсе, направленном на войска Красной Армии, использовались громкоговорители, транспаранты, сбрасывались листовки с воздуха, применялись агитснаряды (все эти методы будут подробно освещены в последующих статьях).

Непосредственно на Восточном фронте работали следующие роты пропаганды: 501-я (в составе 16-й армии), 612-я (9-я армия), 621-я (18-я армия), 637-я (6-я и 8-я армии), 649-я (11-я армия), 666-я (17-я армия), 670-я (2-я армия), 689-я (4-я армия), 691-я (1-я танковая армия), 693-я (2-я танковая армия), 694-я (4-я танковая армия), 695-я (11-я армия), 697-я (3-я танковая армия) и 698-я (2-я армия).


Состав роты пропаганды на примере 670-й роты. Оригинал: Bundesarchiv Bild 101I-062-2110-06.
К началу войны с СССР общая численность рот пропаганды достигла 2250 человек. Три такие роты входили в состав группы армий «Север» и занимались ведением пропаганды, направленной на защитников Ленинграда и население временно оккупированных районов Ленинградской области.

Также необходимо уделить внимание работе фронтовой разведки вермахта. Как упоминалось в предыдущей статье, каждый командир роты пропаганды должен был тесно сотрудничать с отделами Ic.

Имеется в виду обмен информацией. Немецкая служба Iс, помимо своих основных разведывательных функций, имела также материалы допросов военнопленных и перебежчиков и листовки советской пропаганды. Создание собственных пропагандистских материалов и операции по их распространению не являлись непосредственной задачей отделов Iс, тем не менее они, по мере сил, старались заниматься этой деятельностью, не полагаясь только на роты пропаганды. Пропагандистские материалы могли готовиться офицерами служб Iс.


Работа немецкой разведки по радиоперехвату
Уже с самого начала войны пришло осознание, что из-за абсолютной централизации пропаганды в руках ОКВ отсутствует возможность оперативного реагирования на активно изменяющуюся обстановку на фронте. Для избежания этого отделы Iс получили разрешение для самостоятельного ведения пропаганды, которая, однако, должна была проводиться в соответствии с общим курсом ОКВ и Министерства пропаганды.

Отделам Ic принадлежат рекомендации по пропагандистским операциям против укрепрайонов. Они были подготовлены гауптманом Фиталем (гауптман — воинское звание младшего офицерского состава, соответствует капитанскому чину).

Ниже представлен архивный документ рекомендаций по пропагандистским операциям против укрепрайонов с переводом на русский. Архив NARA. T314. R1368. fr. 000635–000636.




Из этого предложения следует, что пропагандистское воздействие на укрепрайоны проходило в три этапа. Целью первого этапа ставилось запугать бойцов Красной Армии (защитников ДОТов). Для этого в листовках демонстрировалась статистика побед вермахта и его новейшая, якобы непобедимая техника. Для второго этапа выпускались листовки, демонстрирующие разрушения, уничтоженные ДОТы и разбитую советскую технику, с рассказами об ужасной гибели гарнизонов.
Таким образом, сначала ставилась задача внушить страх перед «непобедимой» немецкой армией, а далее подорвать веру солдат Красной Армии в надежность их укреплений.

Эти два этапа являлись лишь подготовкой к третьему, главному этапу. В ходе его советских солдат засыпали листовками, где говорилось об их неминуемой гибели и предложением сдаться в плен как единственному способу выжить. Данная техника была доработана в ходе плана пропаганды Ic «Киев».


Немецкая листовка к бойцам Красной Армии, показывающая контраст между разрушениями и счастливыми лицами тех, кто решил перейти к немцам
Гаупман Фитель, основываясь на фактах упорного сопротивления пограничных укрепрайонов, ожидал, что одна лишь пропаганда не приведет к крушению вражеской обороны, но видел пользу операции в том, что она «поможет парализовать сопротивление то тут, то там и, таким образом, спасти немецкую кровь».

В следующей статье будет подробно рассказано об агитационных листовках, их классификациях и задачах с наглядными фото-примерами.
  • Иван Федоров
  • Bundesarchiv
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт triboona.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК