«Писать для детей чрезвычайно сложное занятие»: Звезда театра и кино Антон Шагин покоряет мир детской поэзии
Фото: Евгения ГУСЕВА.
Антон Шагин — звезда театра «Ленком», исполнитель главных ролей в любимых фильмах («Стиляги», «Союз спасения»), как выяснилось, еще и поэт. Да, у Антона немало поклонников, а его стихи очень популярны. В День книгодарения, который отмечается 14 февраля, он представил на радио «Комсомольская правда» свою книгу «Небыляндия», в которую вошло 20 детских стихотворений. «Это число не случайно, - объясняет автор, - ведь у каждого ребенка ровно 20 молочных зубов».
Мы поговорили с Антоном и о творчестве, и о воспитании детей, и о том, что происходит со страной, в которой все мы живем.
«Дети чувствуют фальшь»
- Антон, книги для вас это важно?- В моей жизни книги занимают центральное место, это абсолютно точно. Чувство невежественности меня не покидает по сей день, несмотря на то, что я давно закончил школу-студию МХАТ, получил высшее образование и прочее, прочее… Но саморазвитие продолжается и каждый день в любое свободное время я читаю. И эту любовь мы с женой, с моей однокурсницей, Вероникой Исаевой, прививаем так же нашим детям.
Из-за огромного количества информации книги исчезают из жизни современного человека. Это очень печальный факт, который бы хотелось немного подкорректировать. Поэтому выпускаю свои книги – в прошлом году вышла книга «Шагомер» в издательстве АСТ, сегодня пришел к вам с детской книгой «Небыляндия». Это детский сборник стихов, вышедшей в издательстве «Лира». Книга – лучший подарок и я всех поздравляю с этим прекрасным днем!
- Стихи вы изначально писали своим детям?
- В «Небыляндии» собраны стихи фантазийные, они от ситуации были созданы и написаны. В основном в тот момент, когда я еще даже не помышлял ни о какой книге. Да, я писал их для своих детей, которые росли на моих глазах, и мне хотелось их развлечь и как-то повеселить.
- Им можно только позавидовать, потому что вы наверняка читали им стихи еще и с точной актерской интонацией!
- Интонация очень важна, конечно. Мне было проще, потому что это все же дети мои и стихи мои, и никакой публики, кроме нас, друг для друга не было. И в то же время сложность была в том, чтобы проверить на самом деле, как дети реагируют на них, как они откликаются на те или иные метафоры, на те или иные рифмы и соединения слов, и на всю эту фантазийную палитру, которая заложена в каждом стихотворении. И больше всего меня радовало, когда они интересовались, откликались, реагировали, запоминали те или иные строчки. Уникальный для меня опыт. Еще раз повторюсь, я не помышлял ни о какой книге. Писать для детей, особенно для детей, чрезвычайно сложное занятие. Дети особенно чувствуют фальшь. Мне никого не хотелось бы обманывать – ни своих, ни чужих детей, поэтому это очень было ответственно. Нужно было пройти по грани, не свалиться в какую-то неправду, донести до детей тот смысл, который и вкладывался в стихотворение, для того, чтобы сохранить в каждом из нас детство. Вот так.
«Черно-белый телевизор»
- От других детей чувствовали отклик? Получали обратную связь?- Дети реагируют живо и с интересом. А это самое главное для меня, что им не скучно, им интересно, их это завораживает и подстегивает на какое-то озорство, на какие-то добрые дела. Потому что стихотворения разные, они посвящены маме и папе, добрым делам, наблюдениям, географическим открытиям. То есть, я старался сделать разнообразными стихотворения, для того, чтобы кругозор детей расширился, чтобы они через стихи узнавали и постигали что-то новое для себя.
- Вашу книгу же легко купить?
- Да, «Небыляндия» продается во всех книжных магазинах нашей великой страны, и я этим очень горжусь. Для меня маленькая победа то, что люди не только начинают узнавать меня не только как актера, но и как поэта, как человека, который занимается словом.
- А отличается вот этот кайф от актерской профессии?
- Конечно. Это другая ипостась. Мне хотелось бы, чтобы эта ипостась больше раскрылась и как можно больше людей узнали меня и с этой стороны.
- В детстве какие у вас были стихи?
- К сожалению, в моем детстве вообще не было книжек и стихов. Рос я с бабушкой и с дедушкой, в доме книжек не было, был черно-белый телевизор, где нужно было переключать, поворачивая огромный переключатель. Иногда там шли сказки и по воскресеньям диснеевские мультики. Я рос в 90-х годах, в провинции, где мы были в этом смысле абсолютно стеснены, без излишеств. Нас воспитала улица, а не книжки.

Фото: Евгения ГУСЕВА.
«Умею распределять время»
- Сейчас у вас есть время для чтения?- Есть, конечно. Время важно распределить. Мне кажется, я умею это делать. И тот, кто хочет прочитать ту или иную книгу, найдет на это время. Будь это раннее утро или вечер уже перед сном, 10-15 страниц, ты выделишь на это час, если ты хочешь. Вопрос всегда в желании собственных приоритетах. Мне хватает времени и заниматься детьми, и профессией, и писать стихи, и смотреть сериалы и фильмы, и читать книжки.
- Какие книги из последних прочитанных произвели на вас особенное впечатление?
- Последнее, что я прочитал, это удивительная книга Михаила Тарковского, племянника великого режиссера, «Замороженное время». Это сборник повестей и рассказов о тайге, о суровом быте, об охотниках за соболями. И она написана совершенно чарующим языком. В ней есть и поэзия, такая суровая, но настоящая, русская, ни на кого не похожая, словесность изящная, изумительная совершенно книга. Вот совсем недавно, буквально на днях закончил читать – Юрий Буйда «Прусская невеста», замечательный тоже сборник рассказов. Я сейчас про современную прозу говорю. Ну и, конечно, наш классик Захар Прилепин со своими удивительными произведениями. В прошлом году у него вышла книга «Собаки и другие люди» - совершенно новый Захар, совершенно уникальная книга. Рекомендую для семейного чтения. Это в лучших традициях замечательной русской прозы.
- Вы же знакомы с Захаром, да?
- Да, знаком.
- Нет такого эффекта - мне это нравится, потому что это мой друг.
- Нет. Мне нравится, потому что это большая литература, в первую очередь. И последняя его книга сама за себя говорит. Стараюсь читать. Сейчас, я сам начал писать прозу и пытаюсь войти в эту воду… Иногда сносит, иногда удается выстоять, но это процесс, который меня в какой-то степени дисциплинирует, позволяет мне обратиться к тем забытым вещам и обстоятельствам, которые на меня повлияли в юности, в детстве и т.д. То есть, мне хотелось бы разобраться в этом. Это не автобиография, есть автобиографический скелет, так скажем, а все остальное уже придуманные истории.
«Хороший текст отличный партнер»
- Актеры учат так много текста, не происходит пресыщения словами? Не мешает это чтению?- Хороший текст ничего никогда не теряет. Хороший текст только помогает. Хороший текст – это всегда отличный партнер. Поэтому укладывать в голове достойный и хороший текст, отличную литературу – это большая радость. Во всяком случае, говорю за себя. Я запоминаю текст таким образом, что я фиксирую сначала действие – то есть, что я этим текстом делаю. Глагол действия. И текст таким образом усваивается, запоминается. Выпустили мы недавно в театре «Ленком» премьеру спектакля «Гамлет», где я играю принца Датского. И мне потребовалось полгода, чтобы освоить и присвоить, и запомнить весь этот объем, весь гамлетовский текст, потому что мы взяли не только поэтические переводы различных наших удивительных поэтов и авторов, переводчиков, но еще и подстрочник. Подстрочник жестче, подстрочник правдивее и он ближе к самому Шекспиру. Непросто было этот материал освоить, но вот мы вчера сыграли 14-й уже спектакль и вроде бы уложилось в голове.
- Сейчас модно ругать молодежь…
- Да отличная у нас молодежь! Буквально в конце прошлого года встречался в Ленинской библиотеке с победителями конкурса и по поэзии, и по прозе, где читал стихи из «Небыляндии» - замечательные люди из регионов, думающие, читающие. Очень важно, чтобы мы не забывали, что все же книга выпускается и пишется для того, чтобы ее читали. Важно, чтобы в книжных магазинах новинки не прятали во второй-третий и десятый ряд, а выставляли бы на видное место. Я понимаю, что выкладки эти стоят денег, которых книжный магазин требует от редакции. Но хотя бы новинки бы не прятали. И тогда уже человек, который ищет что-то новенькое, интересное, чтобы обогатить свою душу и обогатить душу ребенка, находил бы то, что есть. А оно появляется, есть. Если бы этого не было, это была бы другая проблема и беда. Нужно это не прятать. Призываю к этому все книжные магазины!

Фото: Евгения ГУСЕВА.
Стихи из «Небыляндии»
«День Победы».Мальчуган и ветеран повстречались в День Победы.
В брызгах расцветал фонтан,
Майским солнышком согретый.
На груди у ветерана из медалей чешуя.
Мальчуган дарил тюльпаны
С песней звонкого ручья,
А потом кричал: «Спасибо за свободу и за мир».
С миллионами улыбок русский, белорус, башкир.
Ветеран в ответ приобнял мальчугана и сказал:
«Хорошо, внучок, что понял. Я за этим побеждал».
Солнце ярко-ярко светит, люди хором песнь поют,
Чтоб и взрослые, и дети помнили,
В чью честь салют.
***
«Озорник».
Облака натучились, дождь затарабанил,
Сонное созвучие в комнатах оставил.
В лужицах вальсирует в новеньких калошах
И жестикулирует в сторону прохожих.
Дождь прошел играючи, с брызгами и ветром,
Очень вызывающе вел себя при этом.
На полу в прихожей мокрая одежка,
Мы с дождем похожи, но совсем немножко.
Обсудим?
Смотрите также: